http://npc-news.ru/

Процесс становления гендерной идентичности

Существуют теории, подчеркивающие познавательную сторону процесса становления гендерной идентичности и значение самосознания (Л. Колберг, И.С.Кон). Формирование гендерной идентичности может зависеть в таком случае от самокатегоризации, от согласования усвоенных представлений о мужчине и женщине, и представлений о себе. Идентичность по Эриксону позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при од­новременном видении своей уникальности и неповторимости.

В течение жизни гендерная идентичность вырабатывается в ре­зультате сложного взаимодействия природных задатков человека и его со­циализации, наполняется различным содержанием в зависимости от соци­альных и культурных изменений, от собственной активности личности. На процесс полоролевой идентификации влияет множество факторов, как средовых, так и внутриличностных. Немаловажную роль при этом играет общая схема тела, внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, мане­ра держать себя соответствуют половой идентификации «Я как мужчина» или «Я как женщина».

Относительной стабильности чувство идентичности достигает лишь с завершением подросткового периода. Исключительно важным фактором становления гендерной идентичности, помимо родителей, являются отно­шения со сверстниками. В отрочестве соответствие общепринятым образ­цам играет ведущую роль, в том числе и соответствие образцам маскулинности-феминности.

Дифференцированность полоролевых эталонов в подростковой среде повышает влияние гендерной идентичности как механизма, влияющего на поведение отрока, выбор ценностей.

Так как любые изменения какого-то аспекта образа Я влекут за со­бой изменение и других аспектов представления о себе, изменение част­ной самооценки по значимому измерению вызовет изменение многих дру­гих самооценок, можно говорить о том, что отражение в группе собствен­ной гендерной идентичности вызовет определённое изменение в эмоцио­нально-ценностном отношении к себе, а значит и самоотношении лично­сти в целом (Столин В.В.).

Несоответствие уровня притязаний ребёнка и имеющихся условий для реализации притязаний создаёт ситуацию для самокоррекции поведе­ния, самовоспитания, поиска иных путей самореализации подростком. Но нередко отрок не учиться преодолевать препятствия в общении со сверст­никами, и вместо того чтобы направить усилия на преодоление своих неу­дач, он уходит от проблемы. Так, в результате непринятая в кругу значи­мых людей и как следствие возможно непринимаемая собой модель полоролевого поведения закрепляется не только в сознании индивида, но и в ре­альности.


Комментарии закрыты.