http://npc-news.ru/

Фундаментальная характеристика репрезентаций

Фундаментальная характеристика репрезентацийТема этой статьи — репрезентации знаний, основанных на значении. Фундамен­тальная характеристика таких репрезентаций — то, что они включают в себя некоторую существенную абстракцию, отличную от переживаний, которые перво­начально вызвали знание. В случае пропозициональных репрезентаций, что яв­ляется основной темой предшествующей части этой главы, абстракция включает в себя стирание многих из перцептивных деталей и удержание в Памяти важных отношений между элементами. Таким же Образом испытуемые в эксперименте Мандлера и Ритчи забыли, во что был одет преподаватель, но помнили предмет, который она преподавала.

Существуют и другие абстракции. Один вид абстракции связан с переходом от конкретных переживаний к общим классификациям свойств данного типа пере­живаний. Этот вид абстракции создает концептуальное знание, включающее в себя категории, например «стулья» и «собаки». Как только мы создали такие ка­тегории, мы можем использовать их, чтобы представить определенные пережива­ния абстрактно. Например, вместо того чтобы просто запомнить, что нас облизал пушистый объект с четырьмя лапами, который весил приблизительно 50 фунтов и вилял хвостом, мы запомним, что нас облизала собака. В чем выигрывает когни­тивная система, классифицируя объект как собаку? В основном, это дает нам воз­можность предсказывать. Так, мы можем ожидать, какой звук может издавать это существо и что случится, если мы бросим мяч (оно может погнаться за ним и пре­кратить облизывать нас). Из-за этой способности предсказывать категории дают нам большую экономию в репрезентации и коммуникации. Например, мы можем сказать кому-нибудь: «Меня облизала собака», — и человек может предсказать число лап у этого существа, приблизительный размер и т. д.

Исследования классификации касаются, прежде всего, того, как формируют­ся эти категории и как они используются для интерпретации опыта. Они также касаются нотаций для репрезентации этого категориального знания. В этом раз­деле мы рассмотрим несколько нотаций, которые были предложены для репрезен­тации концептуального знания. Мы начнем с описания двух ранних теорий. Одна из них касается семантических сетей, которые подобны только что рассмотренным пропозициональным сетям. Другая касается того, что называется схемами. Обе теории были привязаны к некоторым эмпирическим феноменам, которые, по-ви­димому, занимают центральное место в концептуальной структуре. Позже в этом разделе, после описания дополнительных эмпирических феноменов, мы опишем две другие теории природы репрезентации понятий: теорию образца и модель коннекционистской сети.

Рассмотрим наше знание о том, что такое дом. Мы знаем многое о домах, напри­мер следующее:

• дома — это тип зданий;

• в домах имеются комнаты;

• дома могут быть построены из дерева, кирпича или камня;

• дома служат жилищем для человека;

• дома в плане обычно квадратные или прямоугольные.

Важность категории состоит в том, что она хранит предсказуемую информа­цию относительно отдельных примеров категории Поэтому, когда кто-то упоми­нает дом, мы имеем общее представление о нем.


Комментарии закрыты.