http://npc-news.ru/

Выполнение теста

Выполнение тестаСразу после предъявления одного из этих предложений все испытуемые (пре­дупрежденные или не предупрежденные) слышали следующее заключение к ин­струкциям:

Чтобы приступить к выполнению теста, пожалуйста, обратитесь к странице 2 бук­лета с ответами и посмотрите, какое из предложений, напечатанных там, имеется в инструкции, которую вы только что слышали.

На странице 2 они находили критическое предложение, которое они только что слышали, плюс похожие альтернативные варианты. Предположим, что они слы­шали предложение 1. Они могли бы выбирать между предложениями 1 и 2 или между предложениями 1 и 3. Обе пары отличаются по расположению двух слов. Однако различие между предложениями 1 и 2 не оказывает существенного влия­ния на значение предложений; различие только стилистическое. С другой стороны, предложения 1 и 3 явно отличаются по значению. Таким образом, изучая спо­собность испытуемых проводить различие между парами предложений, Уоннер смог измерить их способность помнить значение в сравнении со стилем предло­жения и определить, как эта способность взаимодействовала с тем, были они пре­дупреждены или нет. Соответствующие данные представлены на рис.

Процент правильных идентификаций услышанных предложений показан как функция того, были ли испытуемые предупреждены. Графики построены отдель­но для испытуемых, которых просили найти значимое различие в формулировке, и для тех, кого просили найти стилистическое различие. Если испытуемые осно­вывались на своих догадках, они давали правильный ответ в 50 % случаев; таким образом, мы не можем ожидать оценок ниже 50 %.

Значение эксперимента Уоннера очевидно. Во-первых, очевидно, что мы луч­ше запоминаем изменения в формулировке, которые приводят к изменению зна­чения, чем изменения в формулировке, которые приводят к изменению только стиля. Превосходство Памяти на значения указывает, что люди обычно извлека­ют значение из лингвистического сообщения и не помнят точной формулировки. [Кроме того, память на значение одинаково хороша и когда испытуемые преду­преждены, и когда не предупреждены. (Небольшое преимущество у не предупреж­денных испытуемых не достигает Уровня статистической значимости.) Таким образом, испытуемые удерживают в Памяти значение сообщения как нормальную часть их процесса понимания. Им не обязательно давать особые подсказки, чтобы запомнить предложение.

Второе следствие из этих результатов заключается в том, что предупреждение оказывало влияние на память для стилистических изменений. Испытуемые почти случайно запоминали стилистические изменения, когда их не предупреждали, но 1ни довольно хорошо запоминали эти изменения, когда их предупреждали. Эти результаты указывают на то, что мы, естественно, не сохраняем много информа­ции о точной формулировке, но мы можем делать это, если нас специально попро­сили обращать Внимание на подобную информацию. Но даже в этом последнем случае мы запоминаем стилистическую Информацию хуже, чем значения.


Комментарии закрыты.