http://npc-news.ru/

Менее значимый материал

Менее значимый материалМенее значимый материал легче запомнить, если он преобразован в более значимый ма­териал.

Рассмотрим следующее предложение.

• Линкольн, который был президентом США во время ожесточенной войны, осво­бодил рабов.

Информация, переданная в этом предложении, может быть сообщена с помо­щью следующих более простых предложений.

A. Линкольн был президентом США во время войны.

Б. Война была ожесточенной.

B. Линкольн освободил рабов.

Если бы любое из этих простых предложений было ложным, сложное предло­жение не было бы истинным. Эти предложения близко соответствуют пропози­циям, которые лежат в основе значения сложного предложения. Каждое простое предложение выражает основную единицу значения. Наши Репрезентации значе­ния должны удовлетворить одному условию, которое состоит в том, что каждая отдельная единица в них соответствует единице значения.

Но теория пропозициональной репрезентации не утверждает, что человек по­мнит такие простые предложения, как А, Б и В. Проведенные Исследования ука­зывают на то, что испытуемые помнят точную формулировку таких основных предложений не больше, чем они помнят точную формулировку первоначально­го предложения. Например, Андерсон (Anderson, 1972) показал, что испытуемые демонстрируют плохую способность к запоминанию, когда слышат предложение В или предложение:

• Рабы были освобождены Линкольном.

В качестве примера предложения А, Б и В можно представить сле­дующими списками.

А (президент, Линкольн, США, война)

Б’, (ожесточенный, война)

В’, (освободить, Линкольн, рабы)

Кинш представляет каждое суждение заключенным в скобки списком, состоя­щим из отношения и аргументов, как в приведенном выше примере. Обратите внимание, что различные отношения связаны с разным числом аргументов: отно­шение «президент» связано с тремя аргументами, «освободить» — с двумя и «оже­сточенный» — с одним. Независимо от того, слышал ли человек первоначальное сложное предложение или предложение:

Рабы были освобождены Линкольном — президентом во время ожесточенной войны,

Значение сообщения может быть представлено списками от А’ до В’.

Интересная демонстрация Психологической реальности пропозициональных единиц была осуществлена Брансфордом и Франксом (Bransford & Franks, 1971). В этом эксперименте испытуемые изучали 12 предложений, в числе которых были следующие.

• Муравьи ели сладкое желе, которое было па столе.

• Камень скатился с горы и сокрушил крошечную хижину.

• Муравьи на кухне ели желе.

• Камень скатился с горы и сокрушил хижину возле леса.

• Муравьи на кухне ели желе, которое было на столе.

• Крошечная хижина находилась возле леса.


Комментарии закрыты.