http://npc-news.ru/

Эксплицитная память

Эксплицитная памятьМногие воспоминания остаются за пределами созна­ния. Например, если вы умеете печатать, очевидно, вы знаете порядок расположения букв. Но сколько машинисток могут правильно назвать буквы, увидев изображение пустой клавиатуры? Многим людям кажется, что им не нужно непосредственно помнить о такой информации, даже если они ее «знают». Можете ли вы назвать буквы на пустых клавишах пишущей машинки? Если можете, то вы, вероятно, воспользовались для этого имплицитной памятью

Кто были последние три президента Соединенных Штатов? Что вы ели сегодня на завтрак? Как назы­вается самый знаменитый альбом Майкла Джексо­на? Для ответа на каждый нз этих вопросов исполь­зуется эксплицитная намять. Эксплицитные воспо­минания — это опыт прошлого, который сознательно держится в Памяти. Припоминание, узнавание и те­сты, которые вы проходили в школе, основаны на эксплицитных воспоминаниях. Зато имплицитные воспоминания находятся за пределами сознания (Roediger, 1990). То есть мы не осознаем, что у нас сохраняются воспоминания. Тем не менее импли­цитные Воспоминания — например, бессознательное понимание того, как расположены буквы па клавиа­туре пишущей машинки, — в значительной степени определяют наше повеление (Neath, 1998).

Как можно показать, что воспоминание существует, если оно лежит за пределами сознания? Прайминг. Психологи впервые обратили внимание на имплицитную память, когда изучали потерю па­мяти, вызванную повреждениями головного мозга. Например, пациенту показали список из обычных слов, таких как «стул», «дерево», «лампа», «окно» и т. д. Через несколько минут его попросили вспом­нить слова из этого списка. К сожалению, он не по­мнил ни одного.

Теперь, вместо того чтобы просить пациента экс­плицитно вспомнить список, мы могли бы при по­мощи прайминга освежить его память, подсказав ему первые две буквы каждого слова. Скажем ему: «Мы бы хотели, чтобы вы назвали слово, начинающееся с этих букв. Все, что приходит вам в голову». Конечно, с любой пары букв начинается множество слов. Напри­мер, для первого предмета (взято слово «стул») будут буквы СТ. Пациент может сказать «старший», «стол», «стена», «сто» и т. д. и т. п. Вместо этого он говорит «стул», слово из первоначального списка. Пациент не осознает, что Помнит список, но по мере того как он вспоминает слово для каждой пары букв, почти все они оказываются словами из списка. Оче­видно, буквы активировали скрытые воспоминания, которые повлияли на ответы пациента.

Схожие эффекты обнаруживались у людей с нор­мальной памятью. Как подразумевает предыдущий пример, имплицитные воспоминания зачастую обна­руживаются, когда мы даем человеку ограниченный набор намеков, например первую букву слов или часть изображения объектов. Как правило, человек считает, что он или она просто говорят то, что при­ходит в голову. Тем не менее Информация, которую человек до этого видел или слышал, непосредствен­но влияет на ответы (Roediger, 1990). Некоторые диетологи любят говорить: «Вы — то. что вы едите». Если говорить о памяти, то представляется, что мы в гораздо большей степени являемся собственными воспоминаниями, чем мы сами осознаем.


Комментарии закрыты.