http://npc-news.ru/

Преимущества усложненной обработки

Преимущества усложненной обработкиМатериал лучше запоминается, когда его обработка более сложна.

Фрейз обнаружил доказательства преимущества усложненной обра­ботки текстового материала. Он сравнил две группы испытуемых по результатам вспоминания текста: одной из них были даны темы для обдумывания перед чте­нием текста, другая, контрольная группа просто изучала текст без предваритель­ного ознакомления с темами (Ausubel, 1968). Эти темы, которые иногда называют «предварительными организаторами», были сформулированы в форме вопросов для испытуемых. Испытуемые должны были найти ответы на предварительные вопросы в процессе чтения текста. Это требование должно было заставить их об­рабатывать текст более тщательно и обдумывать его значение. Группа испытуе­мых, которым предлагались «предварительные организаторы», правильно ответи­ла на 64 % вопросов в последующем испытании, в то время как контрольная груп­па правильно ответила на 57 % вопросов Вопросы теста могли быть разделены на релевантные «предварительным организаторам» и не релевантные им. Например, если тестовый вопрос касался события, которое ускорило вступление США во Вторую мировую войну, то он считался релевантным в том случае, когда пред­варительные вопросы были направлены на то, чтобы испытуемый узнал, почему Америка вступила в войну. Тестовый вопрос считался нерелевантным, если пред­варительный вопрос был направлен на то, чтобы ознакомить студентов с эконо­мическими последствиями Второй мировой войны. Группа испытуемых, которым предлагались «предварительные организаторы», ответила правильно на 76% ре­левантных вопросов и на 52 % нерелевантных. Таким Образом, их результаты были лишь немного хуже, чем в контрольной группе, по тем темам, для которых им не дали предварительное предупреждение, но намного лучше по тем темам, для ко­торых им дали предварительное предупреждение.

Многие колледжи и частные фирмы организуют курсы, развивающие навыки заучивания текстового материала. Характерно, что на таких курсах обычно учат запоминанию текстов по общественным и гуманитарным наукам, а не более на­сыщенных текстов естественных или точных наук. Методы обучения на всех этих курсах похожи и дают определенный результат, что подтверждено эксперимен­тально. В качестве примера такого метода обучения рассмотрим метод PQ4R (Thomas & Robinson, 1972).

Метод PQ4R получил свое название от шести стадий, которые предлагаются в нем для изучения главы учебника.

1. Предварительный просмотр. Просмотрите главу, чтобы определить общие обсуждаемые темы. Идентифицируйте разделы, которые нужно читать как отдельные единицы. Примените следующие четыре шага к каждому разделу.

2. Вопросы. Сформулируйте вопросы к разделу. Часто при простой трансфор­мации заголовков раздела получаются адекватные вопросы

3. Чтение. Внимательно прочитайте раздел, пытаясь ответить на вопросы, которые вы сформулировали.

4. Осмысление. Обдумывайте текст по ходу чтения, пытаясь понять его, при­думать примеры и увязывать материал с имеющимися знаниями.

5. Пересказ. После прочтения раздела попытайтесь Вспомнить Информацию, содержащуюся в нем. Попытайтесь ответить на сформулированные вами вопросы. Если вы не можете в достаточной мере вспоминать материал, сно­ва прочитайте части, которые вам трудно вспомнить.


Комментарии закрыты.