http://npc-news.ru/

Интерференция

ИнтерференцияБолее глубокое понимание процесса забывания дает классический эксперимент, в котором студенты кол­леджа учат ряды ничего не значащих слогов. После заучивания студенты одной группы спали в течение 8 часов, и затем их память проверяли. Вторая груп­па бодрствовала в течение 8 часов и занималась сво­ими обычными делами. Когда проверили членов вто­рой группы, они вспомнили меньше, чем группа, ко­торая спала. Это различие основывается на том факте, что новое запоминание может мешать предыдущему. Такого рода интерференция отража­ет свойства новых воспоминаний ослаблять воспро­изведение более старых воспоминаний (и наоборот). Это, по-видимому, относится как к кратковремен­ной, так и к долговременной памяти (Lustig, May & Hasher, 2001: Nairne, 2002).

He совсем очевидно, изменяют ли новые воспоми­нания существующие остатки в памяти или они за­трудняют «размещение» (восстановление) более ранних воспоминаний. В любом случае, несомненно, что интерференция — основная причина забывания (Neath, 1998). Студенты колледжа, запомнившие 20 слов (по одному каждый день), были в состоянии вспомнить только 15% слов из последнего ряда. Сту­денты, которые учили только один ряд, запоминали 80% слов (Underwood).

Влияние порядка Запоминания. Спавшие студен­ты колледжа больше вспоминали, потому что ретро­активная интерференция была сведена к минимуму. Ретроактивная интерференция возникает, когда новое обучение ослабляет восстановление старого знания. Таким образом, чтобы свести к минимуму ретроактивную интерференцию, вы не должны учить ничего нового. Конечно, это не означает, что вам нужно спрятаться в шкаф, после того как вы подго­товитесь к тесту. Тем не менее, пока вы не сдадите экзамен, вам не следует изучать другие предметы. Сон после экзамена может помочь вам сохранить воспоминания, а чтение, написание чего-либо или даже просмотр телевизионной программы может вызвать интерференцию.

Ретроакттнтую Интерференцию легко продемон­стрировать в лаборатории в такой ситуации:

Представьте, что вы член Экспериментальной груп­пы. В задаче А вы изучаете список телефонных номе­ров. В задаче Б учите список номеров карточек со­циального обеспечения. Какие результаты вы покаже­те в тесте на задание А (телефонные номера)? Если вы не помните столько же, сколько контрольная груп­па, которая учит одно задание А, значит, произошла ретроактивная интерференция. Знания по второй теме смешались с воспоминаниями о мерной; интер­ференция шла в «обратную сторону», то есть была «ретроактивной».

Проактнвная интерференция — это второй ос­новной источник забывания. Проактнвная интер­ференция возникает, когда предыдущее обучение ослабляет воспроизведение последующего обуче­ния. Вот как обычно выглядит тест на проактивную интерференцию:

Если экспериментальная группа на тестировании задачи Б вспоминает меньше, чем контрольная груп­па, значит, изучение задачи А помешало запомнить задание Б.

Значит ли это, что проактивная интерференция распространяется «вперед»?

Да. Например, если вы заучиваете материал для эк­замена по психологии и затем позднее в ту же ночь подготавливаетесь к экзамену по истории, ваше воспоминание о втором изучаемом предмете (исто­рии) будет менее точным чем, если бы вы изучали только историю. (Из-за ретроактивной интерферен­ции ваше воспоминание о психологии, вероятно, также пострадает.) Чем сильнее похожи два изучае­мых предмета, тем больше влияния оказывает интер­ференция. Мораль, конечно, заключается в том, что­бы не откладывать подготовку к экзаменам на пос­ледний момент. Чем в большей степени вам удастся избежать замещения Информации, тем больше у вас шансов восстановить в Памяти то, что вы пытались запомнить.


Комментарии закрыты.