http://npc-news.ru/

Строгое экспериментальное исследование

Строгое экспериментальное исследованиеПервое строгое экспериментальное исследование человеческой памяти было проведено Эббингаузом в 1885 г. (Ebbinghaus, 1885). Когда Эббингауз проводил свое исследование, не были доступны никакие выборки испытуемых. Поэтому он использовал в качестве единственного испытуемого самого себя Он предъявлял себе ряд бессмысленных слогов — триграммы, состоящие из согласного, гласного и согласного звуков, типа DAX, BUP и LOG. В одном из многих экспериментов Эббингауз заставил себя заучивать списки из тринадцати слогов, пока не смог повторить эти списки дважды без ошибок. Затем он тестировал удержание в па­мяти этих списков при различных задержках. Он замерял количество времени, требовавшегося на повторное заучивание списков, используя тот же самый кри­терий двух безошибочных повторений. Он определял, насколько быстрее прохо­дило заучивание во второй раз, чем в первый. В одном случае ему потребовалось 1156 с, чтобы изучить список впервые, и только 467 с, чтобы изучить его повторно. Это означало, что он сэкономил 1156 467 = 689 с при повторном заучивании. Эта экономия времени может быть выражена как процент от первоначального време­ни на заучивание: 689:1156 = 64,3%. Эббингауз использовал процентные оценки в качестве стандартной меры удержания материала в памяти. На рис. изобра­жен график, показывающий эти процентные оценки как функцию от продолжи­тельности периода удержания. Как видно из рисунка, первоначально происходит быстрое забывание, но некоторое забывание все же отмечается на протяжении 30 дней после заучивания материала

Используя 24-часовой интервал удержания, Эббингауз проверил, что случит­ся, если после заучивания списка по критерию двух правильных повторений он повторит его еще 30 раз. Без этого дополнительного заучивания Эббингауз до­стигал показателя экономии времени, равного 33,8 %, а с этим дополнительным заучиванием его экономия времени при последующей проверке сохранения ма­териала через 24 ч была равна 64,1 %. Таким образом, дополнительные попытки заучивания привели к увеличению экономии времени при последующей провер­ке удержания материала.

В течение десятилетий основные экспериментальные результаты Эббингауза воспроизводили многие другие исследователи, использовавшие разнообразные методы и единицы измерения. В 1960-е гг., ко1да когнитивная психология окон­чательно отделилась от бихевиоризма, отмечался заметный всплеск исследований человеческой памяти, что объясняется двумя причинами. Во-первых, так как ис­следования в бихевиористской традиции сосредоточились на научении у живот­ных, относительно человеческой памяти оставалось много вопросов, ответы на которые уже назрели, учитывая новую свободу в области теории и Исследований. Во-вторых, исследования человеческой памяти, как оказалось, проводились в рам­ках множества парадигм, полезных для решения проблем познания, не связанных с памятью самой по себе. Например, в предыдущих двух главах описаны экспери­менты по Репрезентации знаний которые ис­пользовали парадигму памяти. В последующих главах будет рассматриваться ис­пользование экспериментов на память для Исследования решения проблем и язы­ковой Обработки. Таким образом, парадигмы человеческой памяти используются и в других областях познания.


Комментарии закрыты.