http://npc-news.ru/

Недостаточность кодирования

Недостаточность кодированияЧья голова изображена на американском центе? В ка­кую сторону она смотрит? Что написано на монете? Можете ли вы точно описать цент? В интересном эк­сперименте Рей Никерсон и Мэрилин Адаме (1979) попросили большую группу студентов описать моне­ту в один цент. Мало кто мог это сделать. Тогда мог­ли ли студенты, по крайней мере, узнать рисунок на настоящем центе среди подделок? Снова мало кто смог это сделать.

Самую очевидную причину забывания чаще все­го упускают из виду. Во многих случаях мы «забы­ваем», потому что возникает недостаточность коди­рования. то есть воспоминание и не формировалось изначально. Очевидно, мало кто из нас когда-либо кодировал в памяти детали разменной монеты. Если вас тревожит, что вы часто забываете что-либо, спро­сите себя: «Сохранял ли я когда-либо вообще эту информацию?» Если вы склонны к рассеянности, вероятно, в этом повинна недостаточность кодиро­вания. Если вы не можете найти ключи от дома, ве­лика вероятность того, что вы не обратили внима­ния, куда вы положили их, когда вы это сделали (Schachter, 1999, 2001). (Недостаточность

Кодирования также влияет на наше Запоминание людей (см вставку «Студенты колледжей — все на одно лицо!») Когда у ста сорока профессоров колледжа спросили, какие стратегии они используют для усовершенство­вания своей Памяти, то наиболее распространенной оказалась техника записи данных (Park et al., 1990). Пометки на бумаге обеспечивают, что информация не сотрется в кратковременной памяти перед тем, как вы сможете пересмотреть ее и сохранить надолго.

Представьте, что вы оказались в следующей ситуации: вы идете по студенческому городку, и молодой человек, похожий на студен­та, подходит к вам и просит указать ему дорогу. Пока вы разгова­риваете, двое рабочих проносят дверь между вами и этим моло­дым человеком. И пока ваш обзор загорожен дверью, другой мо­лодой человек занимает место первого. Теперь вы смотрите уже на другого индивида, а не того, что находился перед вами несколь­ко секунд назад. Как вы думаете, если бы такое произошло с вами, смогли бы вы заметить изменение? Поразительно, но лишь поло­вина людей, протестированных подобным образом, заметили под­мену (Simons & Levin, 1998)

Как человек может не заметить, что один незнакомец сменился другим?

Все, кто не запомнил первого мужчину, были людьми старшего возраста. Студенты колледжей не попадались на подмену. Авторы этого исследования, Дэниэл Саймоне и Дэниэл Левин, считают, что люди старшего возраста кодировали первого мужчину в самых об­щих чертах, как «студента колледжа». В результате это все, что они запомнили об этом человеке. Поскольку сменивший его индивид тоже был похож на студента колледжа, эти люди полагали, что пе­ред ними тот же самый человек (Simons, 2000; Simons & Levin, 1998). Как и те, кто не мог опознать настоящую монету в один цент, Люди старшего возраста, участвовавшие в этом Исследовании, не закодировали важные детали внешности человека, спрашивавше­го у них дорогу. Если вы хотите улучшить свою память, важным шагом на пути к этому является обращать внимание.


Комментарии закрыты.