http://npc-news.ru/

Эффективность воздействия

Итак, эффективность воздействия данной программы определяется, на наш взгляд, двумя условиями:

1.  Формирование тех аспектов самоотношения личности, которые влияют на поведение;

2.  Социально психологическая подготовка к эффективному уча­стию в социальной реальности. Эти знания и умения ориентироваться в социальной среде будут выступать тем фоном, на котором станет возмож­но формирование системы самоотношения личности безнадзорного под­ростка.

Психокоррекционная работа проводилась в следующих направлени­ях:

1.  Индивидуальные психокоррекционные занятия, направленные на установление доверительного контакта с детьми и их первичную диагно­стику.

2.  Групповые психокоррекционные занятия, направленные на фор­мирование самоотношения. Группа сверстников является источником многих, значимых для подростка, обратных связей, она дает возможность увидеть реакцию людей на собственные проявления и возможность изме­нить свое представление о себе. В условиях групповой работы возможно также ознакомление безнадзорных подростков с качественно иными зна­ниями, умениями и способами взаимодействия. В процессе работы ис­пользовались такие инновационные технологии, как: кинотерапия, фото­терапия, арт-терапия и игровые методы.

3.  Организация совместной развивающей деятельности, такой как: совместные праздники, туристические походы, посещение кинотеатра и др.

4.  Психодиагностическое направление, позволяющее судить об из­менении личностных характеристик данной группы детей.

Комплексная психолого педагогическая программа по формирова­нию самоотношения в целях психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды проводилась в течение одного ка­лендарного года на базе МУ социального приюта «Ровесник». Индивиду­альные занятия проводились по свободному графику, групповые два раза в неделю, длительность занятий составляла 1 1,5 часа.

Результатом проведенной работы является тот факт, что среди по­стоянно меняющегося потока детей в дневном стационаре СП «Ровесник» выделилась относительно постоянная группа детей, с которой велась регу­лярная работа. В процессе проведения психолого-педагогического форми­рующего экспериментального исследования мы обнаружили результаты, свидетельствующие о позитивной динамике развития самоотношения в данной группе. Также, с помощью специальных методик (карта Стотта) и отзывов со стороны родственников и воспитателей, мы получили подтвер­ждение о значимом понижении степени дезадаптации безнадзорных де­тей, участвующих в эксперименте.

В настоящем исследовании мы доказываем, что существует явная взаимосвязь между самоотношением подростка и различными видами его девиантного поведения. Особенности же его возрастного и социального развития, на наш взгляд, могут влиять на силу и направленность этой вза­имозависимости. Таким образом, мы исходим из того, что самоотношение является одной из причин подростковой девиации и его позитивная дина­мика является важнейшим фактором, влияющим на социализацию под­ростков. Выделение данной связи и изучение ее особенностей открывают новые возможности для деятельности психолога в плане психологической помощи подростку, а также эффективные способы его социальной адапта­ции.


Комментарии закрыты.