http://npc-news.ru/

Социально-психологическая служба

В настоящее время в российской системе школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений широко распространяется практи­ка социально-психологической службы, среди направлений деятельности которой особое место занимают программы коррекции социальных дезадаптаций у детей.

Вместе с тем, вне поля профессиональной деятельно­сти психологов и социальных педагогов оказывается большая группа де­тей и подростков из неблагополучных, неполных или приемных семей, ко­торые большую часть времени фактически проводят на улице. «Уличная» социальная среда способствует развитию следующих видов девиантного поведения: функциональная безграмотность, употребление психоактив­ных веществ, асоциальное поведение и др., а также значительно затрудня­ет адаптацию подростков в современном обществе.

Несмотря на большое количество научных работ в области психологии подросткового возраста, а также исследований, посвященных изучению отклоняющегося поведе­ния, существует дефицит научно-практических разработок, связанных с технологиями психопрофилактики девиантного поведения детей из асоци­альных групп. Необходимо отметить, что психологи в большей степени уделяют внимание изучению нормального развития. Подростки же, разви­вающиеся в безнадзорной среде, оказываются вне поля внимания исследо­вателей.

На базе МУ СП «Ровесник» нами было проведено исследование, ко­торое заключалось в создании, апробации и оценке эффективности комплексной программы психопрофилактической работы с безнадзорны­ми подростками, направленной на развитие их самоотношения и создание социально-благоприятной среды. Мы полагаем, что именно адекватный уровень самоотношения в сочетании с формированием комфортной среды для социализации могут привести к видимым результатам, и позволят наиболее быстро и эффективно адаптировать трудных подростков в обще­стве.

Учитывая специфику социальной группы, для которой разрабатыва­лась данная программа, результы проведенного теоретического исследова­ния проблемы взаимосвязи девиантного поведения и самоотношения в среде безнадзорных подростков, а также благодаря результатам психодиа­гностики были определены условия и стратегия формирования позитивно­го самоотношения в данной группе.

Исходным допущением при создании программы являлось следую­щее положение: данная программа должна быть направлена на коррекцию и формирование системы внешних и внутренних отношений личности безнадзорного подростка. Обоснование необходимости учета самоотноше­ния в качестве фактора, влияющего на поведение безнадзорных под­ростков, базировалось на следующей логике: во-первых, самоотношение это системное личностное образование. Во-вторых, самоотношение участвует в процессах саморегуляции личности, связано с поведением и формируется в процессе осмысления личностью себя как субъекта жизненных отношений. В третьих, как показывают многие ис­следования, особенности развития безнадзорных детей таковы, что большинство из них испытывают дефицит важнейших отношений и навы­ков их построения. Поэтому, при формировании позитивного самоотно­шения, является необходимым развитие системы внешних и внутренних отношений личности.


Комментарии закрыты.