http://npc-news.ru/

Два способа представления

Два способа представленияТеперь мы имеем два способа представления одной и той же пропозициональ­ной информации: с помощью набора линейных пропозиций, например пропози­ции А’, Б’ и В’, или с помощью сети, как показано на рис. Так как представлен­ная информация абстрактна, будет работать любое правило нотации.

Линейная репрезентация несколько точнее и компактнее, но сетевая репрезентация показы­вает связи между элементами. Как мы увидим, эта связность оказывается полез­ной для понимания некоторых явлений Памяти.

Одна из важных особенностей пропозиций заключается в том, что, подобно пространственным Образам и линейным последовательностям, они могут вступать в иерархические отношения, в которых одна пропозиция оказывается единицей в пределах другой пропозиции. Части а и б иллюстрируют пропозициональные репрезентации для следующих двух предложений:

•Джон купил немного леденцов, потому что был голоден

•Джон полагал, что Россия вторгнется в Польшу.

Обратите внимание и пропозиция «Джон купил немного леден­цов» и пропозиция «Джон был голоден» оказываются аргументами в пределах большей пропозиции, что доказывает, что первая пропозиция вызвана второй. Точно так же пропозиция «Россия вторгнется в Польшу» оказывается объектом по отношению к пропозиции относительно мнения Джона.

Полезно рассматривать узлы в таких сетях как идеи, а связи между узлами как ассоциации между идеями, на что указывают многие эксперименты.

Рассмотрим эксперимент Вайсберга (Weisberg, 1969), который использовал задачу на вынужденные ассоциации. В этом эксперименте испытуемые изучали и запоми­нали такие предложения, как Children who are slow eat bread that is cold («Медли­тельные дети едят холодный хлеб») Репрезентация в виде пропозициональной сети для этого предложения показана на рис. После изучения предложения испытуемые выполняли задания на свободные ассоциации, в которых им давали слово из предложения и просили назвать первое слово из этого предложения, ко­торое приходило на ум.

Возникала Ассоциация со словом children и почти никогда — со словом bread, хотя слово bread ближе в предложении к слову slow, чем слово children. Однако, как видно из рисунка, слова slow и children ближе друг к другу (две связи), чем слова slow и bread (четыре связи). Точно так же испытуемые, которым давали слово bread, почти всегда вспоминали слово cold, а не slow, хотя в предложении слова bread и slow стоят ближе друг к другу, чем слова bread и cold. Это происходит по­тому, что слова bread и cold ближе друг к другу (три связи) в сети, чем слова bread и slow (пять связей). Подобные данные были получены в эксперименте, проведен­ном Ратклифом и Мак-Куном (Ratcliff & McKoon, 1978).

Пропозициональная информация может быть представлена в сетях, которые показывают от­ношения между понятиями.


Комментарии закрыты.