http://npc-news.ru/

Неполная память

Неполная памятьВы или помните что-то, или нет, верно? Ошибаетесь. Минутное размышление подскажет вам, что непол­ная память — довольно частое явление. Например, представьте, что продавщица помогает вам что-то выбрать в магазине одежды. Вспомните ли вы ее че­рез 6 месяцев? Вероятно, нет, если вам не придется ее снова увидеть, например, в парке. Если вы вспом­ните ее тогда, значит, вы используете форму непол­ной памяти, называющуюся узнаванием.

Частичную память также можно показать на при­мере состояния -«на кончике языка». Это ощущение, что вы вот-вот вспомните, однако воспоминание не вполне можно восстановить. Это все равно как если бы ответ или воспоминание были труднодоступны — «на кончике языка». Например, в одном исследова­нии люди слушали музыкальные темы из популяр­ных телевизионных шоу. Затем они пытались назвать программу, откуда была взята эта мелодия. По край­ней мере 1 из 5 мелодий вызывала у них ощущение «на кончике языка» (Riefer, Keveri & Kramer, 1995).

В другом Исследовании студенты университета читали определения таких слов, как «секстант», «сампан» (лодка) и «амбра». Студентов, которые терпели неудачу и не могли вспомнить определяе­мое слово, просили рассказать все, что они могли вспомнить по этому поводу. Часто они могли точно угадать первую и последнюю букву и даже число сло­гов в слове, которое они искали. Они также называли слова, звучавшие похоже или обозначавшие ту же са­мую вещь, что и определяемое слово (Brown & Mc­Neill, 1966).

Тот факт, что люди часто могут предсказать зара­нее, смогут они что-то вспомнить или нет, тесно свя­зан с состоянием «па кончике языка». Это называ­ется ощущением знания (Nelson, 1987). Реакцию ощущения знания легко наблюдать в шоу с телеиг­рами, когда эта реакция возникает еще до того, как участникам игры дают возможность отвечать.

Так как память не относится к явлениям из раз­ряда «все или ничего», есть несколько способов ее оценить. Три наиболее часто используемых задания на проверку памяти (тесты на память) это воспо­минание, узнавание и повторное обучение. Давайте посмотрим, как они различаются. Как называется первая песня на вашем любимом компакт-диске? Кто в прошлом году выиграл миро­вую серию? Кто написал «Гамлета»? Если вы можете ответить на эти вопросы, то вы демонстрируете вос­поминание. Воспоминание означает предоставление или воспроизведение фактов или информации. Тес­ты на Воспоминание часто требуют дословной (слово в слово) Памяти. Если вы учите стихотворение до тех нор, пока не можете рассказать его, не заглядывая в текст, вы припоминаете его. Если вы отвечаете на воп­рос анкеты, вы применяете припоминание.

Когда вы отвечаете преподавателю на вопросы о своем реферате, предоставляя факты и идеи, вы так­же используете припоминание, даже если вы не вы­учили реферат дословно.

Интересно, что порядок, в котором запоминается Информация, довольно серьезно влияет на припоми­нание. Чтобы проверить это, попытайтесь запомнить следующий список, прочитав его только один раз:

Хлеб, яблоки, сода, ветчина, печенье, рис, салат,

Свекла, горчица, сыр, апельсины, мороженое, креке­ры, мука, яйца.

Если вы похожи на большинство Людей, то вам труднее всего будет вспомнить продукты из середи­ны списка. Рисунок 8.7 показывает результаты сход­ного геста. Обратите внимание, что самое большое число ошибок приходится на предметы из середины списка. Это эффект положения в ряду. Последние продукты в списке запоминаются лучше всего пото­му, что они еще сохраняются в кратковременной па­мяти. Первые предметы также запоминаются, пото­му что они входят в «пустую» кратковременную па­мять. Это позволяет повторить их и переместить в долговременную память (Medin & Ross, 1992). Про­дукты в середине не удерживаются в кратковремен­ной памяти и не перемещаются в долговременную память, поэтому они часто выпадают из памяти.


Комментарии закрыты.