http://npc-news.ru/

Улучшение запоминания

Улучшение запоминанияМетоды обучения, включающие в себя постановку вопросов и ответы на вопросы, ведут к улучшению запоминания материала текста.

В то время как только что рассмотренное исследование указывает на то, что ос­мысленная обработка ведет к улучшению запоминания, другое исследование ука­зывает на то, что другие виды усложненной обработки также приводят к улучшению запоминания. Например, Колере (Kolers, 1979) изучал соотношение того, как испытуемые запоминают предложения, записанные обычным Образом, и того, как они воспринимают перевернутые предложения. Он обнаружил, что испытуемые лучше помнят перевернутые предложения Колере утверждает, что дополнитель­ная обработка при чтении предложений, записанных в перевернутом виде, обес­печивает основу для улучшения Памяти. Но это является примером не более осмысленной, а более обширной обработки.

Исследование Сламеки и Графа (Slamecka & Graf, 1978) продемонстрировало особое влияние на память усложненной и осмысленной обработки. Они сравни­вали условие «придумывания» с условием «чтения». В условии придумывания испытуемые должны были либо придумать синоним к заданному слову так, что­бы он начинался с определенной буквы (например, синоним слова лес, начина­ющийся с буквы «ч» {чаща]) либо рифму к заданному слову, также начинающую­ся с определенной буквы (например, рифму к слову лес, начинающуюся с буквы «в» [вес]). В условии чтения испытуемые просто читали рифмующуюся пару слов или пару синонимов; а затем у них проверялось узнавание второго слова. Резуль­таты этих исследований отражены на рис. Испытуемые лучше выполняли за­дание с синонимами, когда сами придумывали пару к слову. Таким Образом, мож­но предположить, что на запоминание влияет и семантическая, и усложненная об­работка.

Более сложная обработка приводит к улучшению запоминания, даже если эта обработка

Не сосредоточена на значении материала.

Хотя, по-видимому, намерение запомнить материал не влияет на память, различ­ные данные указывают на то, что люди лучше запоминают события, которые для них важны. Большая группа исследований посвящена тому, что получило назва­ние фотографических воспоминаний. Браун и Кулик (Brown & Kulik, 1977) пред­положили, что некоторые события настолько важны, что навсегда запечатлева­ются в памяти. Событие, на которое они указывали, было убийством президента Кеннеди в 1963 г., которое было особенно травмирующим для американцев их по­коления. Они обнаружили, что большинство людей сохранили яркие воспомина­ния о событии по прошествии 30 лет. Но интерпретация этого результата пробле­матична, так как Браун и Кулик не располагали способом оценки точности сооб­щенных воспоминаний.

Со времени гипотезы Брауна и Кулика было проведено множество исследова­ний для определения того, что испытуемые помнили о травмирующем событии немедленно после того, как оно произошло, и по прошествии времени. Это иссле­дование немного напоминает навязывание адвокатских услуг пострадавшим от несчастных случаев. Например, Мак-Клоски, Уибл и Коэн (McCloskey, Wible, & Cohen, 1988) провели исследование в связи со взрывом космического корабля «Челленджер» в 1986 г. Для многих людей это событие, которое можно было ви­деть в прямом эфире, стало очень травмирующим. Мак-Клоски и его коллеги оп­рашивали испытуемых через неделю после инцидента и затем девятью месяцами позже. Они обнаружили, что испытуемые, хотя и сообщали о ярких воспомина­ниях через девять месяцев, рассказывали о событиях весьма неточно. Палмер, Шрайбер и Фокс (Palmer, Schreiber, & Fox, 1989,1991) пришли к несколько ино­му выводу в Исследовании воспоминаний о землетрясении 1989 г. в Сан-Францис­ко Они сравнивали людей, которые фактически испытали землетрясение, с ис­пытуемыми, которые только наблюдали его по телевидению. Испытуемые, кото­рые испытали его сами, показали намного лучшую долговременную память на это событие. Конуэй, Андерсон, Ларсен, Донелли, Мак-Дэниел, Мак-Клелланд, Роулз и Лоуги (Conway, Anderson, Larsen, Donnelly, McDaniel, McClelland, Rawles, and Logie,1994) доказали, что отрицательный результат Исследования Мак-Клоски и коллег объясняется тем, что у испытуемых не было «истинных» фотографических воспоминаний. Они утверждали, что решающую роль играет важность события для отдельного человека. Следовательно, фотографические воспоминания име­лись только у людей, которые фактически испытали землетрясение в Сан-Фран­циско, а не у тех, кто видел его по телевидению. Они изучали воспоминания об уходе Маргарет Тэтчер с поста премьер-министра Великобритании в 1990 г. Они сравнили испытуемых из Великобритании, Соединенных Штатов и Дании, сле­дивших за событиями по выпускам новостей. Оказалось, что 60 % испытуемых из Великобритании продемонстрировали совершенную память на события вокруг отставки 11 месяцами позже, тогда как не британцы обнаружили совершенную память лишь в 20 % случаев. Конуэй с коллегами утверждают, что это объясня­ется тем, что отставка Тэтчер была действительно важна только для британских испытуемых.


Комментарии закрыты.