http://npc-news.ru/

Кратковременная память

Кратковременная памятьСколько информации может храниться в кратковре­менной памяти?

Чтобы ответить на этот вопрос, просмотрите следу­ющие цифры один раз. Затем закройте книгу и на­пишите как можно больше чисел в этом порядке.

8 5 1 7 4 9 3

Это называется тест на цифровой промежуток.

Он оценивает внимание и кратковременную память. Если вы оказались Способны правильно повторить 7 цифр, у вас обычная кратковременная память. Те­перь попытайтесь запомнить следующий ряд, прочи­тав его только один раз.

71835429163

Этот ряд, вероятно, превышает объем вашей крат­ковременной памяти. Психолог Георг Миллер обна­ружил, что кратковременная память ограничивается тем, что он называет «магическим числом» 7 (плюс или минус 2) битов Информации (Miller, 1956). Бит — это отдельный значимый «кусок» информации, на — 1тример цифра. Итак, в кратковременной памяти есть что-то вроде семи «гнезд», куда можно поместить от­дельные предметы. В действительности 7 гнезд — это верхний предел кратковременной памяти. Для неко­торого рода информации, как правило, в памяти от­водится всего 5 битов (Neath, 1998).

Когда все «гнезда» в кратковременной памяти за­полнены, для новой информации не остается места. Представьте теперь, как этот механизм срабатывает на вечеринке: скажем, ваша хозяйка начинает знако­мить всех, кто присутствует; «Тед, Барбара, Донна, Розанна, Уэйн, Шон, Линда…» «Остановитесь»,— думаете вы про себя. Но она продолжает: «Эдди, Джей, Гордон, Франк, Мариетта, Дэн, Пэтти, Глен, Рики». Хозяйка уходит, удовлетворенная тем, что вы со всеми познакомились. А вы проводите весь вечер за разговорами с Тедом, Барбарой и Рики — един­ственными людьми, чьи имена вы помните!

Перекодировка

Перекодировка — модификация и новая систематизация ин­формации с целью ее сохранения в памяти.

Поддерживающее повторение — молчаливое повторение или пересмотр информации в уме для сохранения ее в крат­косрочной памяти

Прежде чем мы продолжим, снова испытайте вашу кратковременную память, на этот раз проверив, как вы запоминаете буквы. Прочтите эти буквы один раз, затем отвернитесь и попытайтесь записать их в том же порядке.

TVI BMU SNY МСА

Обратите внимание, что здесь 12 букв, или «би­тов» информации. Они превышают предел кратко­срочной памяти в 7 единиц. Но поскольку буквы представлены как 4 группы или объединения инфор­мации, то многие студенты в состоянии их запом­нить. Информационные блоки составлены из битов, сгруппированных в более крупные единицы.

Помогает ли объединение информации?

При объединении информация перекодируется (модифицируется или заново систематизируется)) и размещается в единицы, уже имеющиеся в дол­говременной памяти. Например, вы могли обра­тить внимание, что NY — это аббревиатура Нью-Йорка. В этом случае два бита N и Y сливаются в один. В Эксперименте, в котором использовались такие списки, люди лучше всего запоминали, ког­да буквы соединялись в знакомые и осмысленные аббревиатуры: TV, IBM, USN (United States Navy — Военно-морские силы США), YMCA (Young Men’s Christian Association — Христианская ассоциация молодых людей) (Bower & Springston, 1970). Если бы вы записали буквы ряда именно так, то, конеч­но. запомнили бы весь ряд.

Объединение информации предполагает, что в кратковременной памяти сохраняется от 5 до 7 еди­ниц, которыми мы пользуемся. Каждое объединение может состоять из чисел, букв, слов, фраз или знако­мых предложений (Barsalou, 1992). Снова представь­те кратковременную Память как маленький стол. В результате объединения мы комбинируем несколько предметов в одну «стопку» информации. Это позво­ляет нам разместить на столе 7 стопок, где до этого было место только для 7 отдельных предметов.

===1

Повторение

Как долго сохраняются кратковременные воспомина­ния?

Кратковременные воспоминания появляются и ис­чезают очень быстро. Тем не менее кратковременную память можно расширить, если мысленно повторять информацию, пока в ней есть необходимость. Этот процесс называется поддерживающим повторени­ем. Так вы, вероятно, запоминали адрес или телефон. Чем больше раз мы повторяем то, что хранится в кратковременной памяти, тем больше шансов, что эта информация сохранится в долговременной памя­ти (Barsalou, 1992).

Что, если у нас нет возможности повторить, так что информацию нельзя переработать снова или от­править в долговременную память?

Без такого повторения информация удерживается в кратковременной памяти лишь небольшой отрезок времени. В одном из экспериментов испытуемые слышали ничего не значащий слог, например «сар», а за ним число, например 67. Как Только испытуе­мые слышали число, они начинали отсчитывать на­зад по три (так экспериментаторы мешали им повто­рять слог). Всего через 18 секунд они полностью за­бывали слог (Peterson & Peterson, 1959).

Без повторения информация, содержащаяся в краткосрочной памяти, через 18 секунд исчезает на­всегда! Имейте это в виду, когда вы внезапно услы­шите информацию, которую захотите запомнить. Например, если вас знакомят с кем-либо и имя ва­шего знакомого исчезает из кратковременной памя­ти, то вы не сможете восстановить его. Оно исчезло навсегда. Чтобы избежать этой неловкой ситуации, вы можете попытаться сказать что-нибудь вроде: «Хо­телось бы знать, а как пишется ваше имя?» К сожа­лению. в ответ вы можете услышать прохладную реплику, например «Б-О-Б С-М-И-Т, это не так уж сложно». Чтобы избежать замешательства, обрати­те особое внимание на имя. повторите его про себя несколько раз и попытайтесь использовать его в сле­дующем предложении — до того, как успеете забыть (Neath, 1998).

Уточняющее повторение, которое расширяет смысл информации, намного более эффективно. Другими словами, лучше всего соединять новую ин­формацию с уже существующими воспоминаниями и знанием. Вот почему пассивное чтение учебника не приносит пользы. Если вы ие будете уточнять, осмысливать, дополнять и обдумывать информацию, она начнет забываться. Когда читаете, пытайтесь чаще задавать себе вопрос «почему», например: «По­чему это так?» (Willoughby et al.. 1997). Кроме того, попытайтесь связать новые идеи с вашим собствен­ным опытом (Hartlep & Forsyth, 2000).

Долговременная память — система памяти, использующа­яся для относительно постоянного хранения осмысленной ин­формации.

Тест цифрового ряда — тест на внимание и кратковремен­ные воспоминания, при котором запоминается ряд цифр. Биты информации — значимые единицы информации, напри­мер числа, буквы, слова или фразы. Блоки информации — единицы информации, сгруппирован­ные в порции большего объема.

.


Комментарии закрыты.