http://npc-news.ru/

Уровень активации следа памяти

Уровень активации следа памятиЕсть два отдельных параметра, которые необходимы для описания следа памяти: активация и сила. Мы уже обсудили, что уровень активации следа определяет, насколько доступна память. Уровень активации следа памяти может быстро ме­няться. Например, в эксперименте Ратклиффа и Мак-Куна след становился пол­ностью активным за пятую долю секунды. Следы также могут быстро терять акти­вацию. В этом разделе мы обсудим силу следа памяти, которая является намного медленнее изменяющимся параметром. Каждый раз, когда мы используем след па­мяти, его сила немного увеличивается. Сила следа частично определяет, насколько активным он может стать и, следовательно, насколько он будет доступным. Сила следа может быть постепенно увеличена с помощью тренировки.

Влияние Тренировки на извлечение материала из памяти постоянно и велию. В одном своем Исследовании Пиролли и Андерсон (Piroll& Anderson, 1985) предлагали испытуемым заучивать предложения типа «Моряк в парке» и изучали влияние тренировки на время, требующееся для узнавания этого предложения. На рис, показаны результаты этого эксперимента. Как можно заметить, испы­туемые увеличивали скорость узнавания приблизительно от 1,6 до 0,7 с, сократи! время вспоминания более чем на 50%. Рисунок также показывает, что скорость улучшения уменьшается с нарастанием тренировки. Эти данные хорошо соответствуют степенной функции времени реакции и некоторых других величии) и количеством тренировки — рас­пространенное явление в научении. Один из легких способов увидеть, что данные соответствуют степенной функции, состоит в построении графика зависимости логарифма времени от логарифма тренировки. Если у нас есть степенная функ­ция в нормальных координатах, мы должны получить линейную функцию в логарифмических координатах.

Ньюэлл и Розенблюм (Newell & Rosenbloom, 1981) определяют зависимость эффективности памяти от тренировки как степенной закон научения. На рис. показаны некоторые данные из работы Блэкберна (Blackburn, 1936), который изу­чал влияние на двух испытуемых тренировки в решении дополнительных проблем в 10 000 испытаний. Для графика, построенного в логарифмических значениях, отмечается линейная зависимость. На этом и на некоторых других графиках в этой книге первоначальные числа т. е данные в круглых скобках на рис. даны в логарифмическом масштабе, а не выражены как логарифмы. Данные Блэкбёрна показывают, что степенной закон научения распространяется на число трениро­вок, значительно превышающее показанное на рис. Постепенное увеличение силы следа с тренировкой отражено на рис. По мере того как следы памяти становятся сильнее, они могут получать больше активации и поэтому мо­гут быть быстрее извлечены из памяти.

По мере тренировки память улучшается согласно степенной функции

Из предшествующего обсуждения можно сделать следующий разумный вывод: единственное, что определяет эффективность памяти, — это время заучивания запоминаемого материала и тренировка. Но мы уже рассмотрели некоторые из доказательств того, что простое заучивание материала не приводит к улучшению вспоминания Важно то, как материал обрабатывается при его заучивании. В пре­дыдущей главе уже говорилось о том, что более осмысленная обработка материа­ла приводит к улучшению памяти. Ранее в этой главе мы рассмотрели (в связи с гипотезой Крейка и Локарта о «глубине Обработки») данные о том, что поверх­ностное ознакомление с материалом приводит к незначительному улучшению па­мяти В качестве другой демонстрации той же мысли Нельсон (Nelson, 1979) пред­лагал испытуемым читать парные Ассоциации, которые были либо семантически связаны (например, тюльпан—цветок) или рифмовались друге другом (например, восток—цветок) Лучшие показатели памяти (81 %) были получены для семанти­ческих пар, а не для рифм (70 %). Возможно, испытуемые были более склонны осмысленно обрабатывать семантические пары. В предыдущей главе также пока­зано, что испытуемые лучшее удерживают в памяти более значимую Информацию. В этом разделе мы рассмотрим некоторые другие факторы, помимо глубины об­работки и осмысленности материала, которые определяют наш уровень памяти.


Комментарии закрыты.