http://npc-news.ru/

Метод PQ4R

Метод PQ4R6 Обзор. После того как вы прочитали главу, мысленно просмотрите ее, вспо­миная главные идеи. Снова попытайтесь ответить на сформулированные вами вопросы.

В слегка измененном виде эта техника рекомендовалась ранее как метод для изучения. Основная особенность метода PQ4R — постановка вопросов и ответы на вопросы. Есть основания подозревать, что наиболее важный аспект этих особенностей — то, что они поощряют более глубокую и тщательную обра­ботку материала текста. В начале этого раздела мы рассмотрели эксперимент Фрейза, который демонстрировал преимущества чтения текста с набором «пред­варительных организаторов». По-видимому, эти преимущества распространяют­ся лишь на тестовые стимулы, связанные с данными вопросами.

В другом эксперименте Фрейза (Frase, 1975) сравнивалось влияние постанов­ки вопросов и ответов на них. Он просил пары испытуемых изучить текст, который был разделен на половины. Для одной половины один испытуемый в паре читал отрывок и формулировал при этом вопросы к тексту. Эти вопросы давались второму испытуемому, который затем читал текст, пытаясь ответить на них. Ис­пытуемые менялись ролями для второй половины текста. Все испытуемые отве­чали на заключительный набор тестовых вопросов по данному отрывку. Испыту­емые контрольной группы, которые просто читали текст, ответили правильно на 50 % вопросов из последующего набора. Экспериментальные испытуемые, кото­рые формулировали вопросы при чтении, ответили правильно на 70 % из тесто­вых вопросов, которые были релевантны их вопросам, и на 52 % из нерелевантных тестовых вопросов Когда экспериментальные испытуемые пытались ответить на вопросы при чтении текста, они ответили правильно на 67 % из релевантных тес­товых вопросов и на 49 % из нерелевантных тестовых вопросов. Таким Образом, очевидно, что и постановка вопросов и ответы на них улучшают Память Пожалуй, постановка вопроса в этом отношении эффективнее. Т. X. Андерсон (Anderson, 1978) в обзоре литературы обнаруживает дополнительные доказательства особой важности постановки вопросов.

Обзор текста с учетом поставленных вопросов является другим важным ком­понентом метода PQ4R Роткопф (Rothkopf, 1966) сравнил преимущества чтения текста с учетом имеющихся вопросов с преимуществом рассмотрения после чте­ния текста набора вопросов, которые позволили испытуемым просмотреть текст. Роткопф давал испытуемым инструкцию читать длинный текст с вопросами, раз­мещенными через каждые три страницы. Вопросы были релевантны трем страни­цам, либо следующим за ними, либо предшествующим им. В первом условии ис­пытуемые, как предполагалось, читали последующий текст с этими вопросами в уме. В последнем условии они должны были рассмотреть то, что они только что прочитали, и ответить на вопросы. Две экспериментальные группы сравнивались с контрольной группой, члены которой читали текст без каких-либо специальных вопросов. Члены этой контрольной группы правильно ответили на 30 % из вопро­сов в заключительном испытании по всему тексту. Члены экспериментальной группы, чьи вопросы предшествовали тексту, ответили правильно на 72 % из тес­товых вопросов, релевантных их вопросам, и на 29 % из нерелевантных вопросов, что в основном повторяет результаты, полученные Фрейзом при сравнении эф­фективности релевантных и нерелевантных тестовых вопросов. Члены экспериментальной группы, чьи вопросы шли после текста, ответили правильно на 72 % из релевантных вопросов и на 42 % из нерелевантных вопросов. Таким обра­зом, по-видимому, чтение текста с учетом вопросов может быть, в общем, более эффективно.


Комментарии закрыты.