http://npc-news.ru/

Скрипты действий

Скрипты действийБауэр с коллегами продолжили демонстрировать, как влияют такие скрипты действий на запоминание историй. Они предлагали испытуемым изучить исто­рии, которые включали в себя некоторые, но не все типичные события из скрип­та. Затем испытуемых просили Вспомнить истории (в одном эксперименте) или распознать (в другом эксперименте), взяты ли различные утверждения из исто­рии. При вспоминании этих историй испытуемые имели тенденцию сообщать об утверждениях, которые были частью скрипта, но которые не предъявлялись как части историй. Точно так же в тесте на распознавание испытуемые полагали, что они изучили объекты из скрипта, которые на самом деле не присутствовали в историях. Однако испытуемые обнаружили более выраженную тенденцию вспо­минать фактические объекты из историй или распознавать фактические объекты, а не ложно распознавать контрастные события, не присутствующие в историях, несмотря на искажение в направлении общей схемы.

В другом эксперименте эти исследователи читали испытуемым истории, со­ставленные из 12 действий в некотором эпизоде. Восемь из дей­ствий происходили в их стандартной последовательности во времени, а четыре были переставлены. Так, в истории про ресторан счет мог быть оплачен в начале, а меню читалось в конце. При вспоминании этих историй испытуемые обнаружи­вали выраженную тенденцию располагать события в их нормальной последова­тельности. Фактически, приблизительно половина утверждений была перемеще­на обратно на свое место. Этот эксперимент служит еще одной демонстрацией мощного влияния общих схем на вспоминание истории.

Эти эксперименты указывают, что новые события кодируются относительно этих общих схем и что на последующее вспоминание влияют эти схемы. Мы гово­рили об этих влияниях, как будто они «плохи»; т. е. как будто испытуемые оши­бочно вспоминали истории. Однако не очевидно, что эти результаты должны клас­сифицироваться как акты ошибочного вспоминания. Обычно, если некоторое стандартное событие типа оплаты чека опущено в истории, мы допускаем, что оно произошло. Точно так же, если рассказчик говорит, что чек был оплачен в начале эпизода в ресторане, у нас есть некоторые основания сомневаться в объективно­сти рассказчика. Скрипты или схемы существуют, потому что они кодируют наи­более распространенную последовательность событий в ситуации данного вида. Таким Образом, они могут служить ценной основой для предсказания отсутству­ющей информации и для исправления ошибок в информации.

Скрипты это схемы события, которые используют люди, чтобы делать выводы о прототипических событиях.

Мы уже описали семантические сети и схемы как два способа репрезентации кон­цептуального знания. Стоит сказать, что, хотя каждый из них имеет свои досто­инства, в когнитивной психологии сложилось мнение, что они неадекватны. Мы уже отметили, что семантические сети не охватывают классифицированный ха­рактер категориального знания. Хотя схемы могут это делать, никогда не было до конца ясно, как связать их с поведением. В настоящее время в когнитивной пси­хологии происходит борьба между двумя альтернативными типами теорий кон­цептуального знания. Согласно одному типу теорий, мы фактически выделили путем абстрагирования общие свойства изученных примеров, в то время как со­гласно другому тину теории мы фактически храним только определенные приме­ры, а более общие выводы вытекают из этих примеров. Мы будем называть эти теории теориями абстракции и теориями примеров.


Комментарии закрыты.