http://npc-news.ru/

Управляемыми переменными

Управляемыми переменными могут быть такие величины, как размер и продолжительность технологических циклов, ко­личество обслуживаемых пациентов, стоимостные показатели основных операций и т. д. Значимость каждой управляемой пе­ременной может быть установлена руководством организации.

Может возникнуть необходимость добавления к основной модели ряда выражений, описывающих ограничения, которые налагаются на возможные значения управляемых переменных. Ограничения могут быть финансового характера, временные сроки выполнения работ, состав лабораторного или лечебного оборудования, кадровый состав или другие ресурсы. Эти огра­ничения выражаются дополнительным набором уравнений или неравенств.

Для многих задач разработаны общие подходы и модели. Многие задачи имеют эквивалентную форму и возникают в раз­личных отраслях. Помимо этого, разные классы задач может объединять одинаковый вид модели для их описания. Наиболее известны модели для следующих классов задач:

•  задачи составления расписаний и календарного планиро­вания;

•  задачи массового обслуживания;

•  задачи распределения;

•  задачи управления запасами;

•  задачи износа и замены оборудования;

•  задачи разрешения конфликтных ситуаций.

Надо заметить, что соответствующие модели обладают доста­точной степенью общности и к их построению сводится ряд задач, не упомянутых в приведённом списке.

Операции составления расписаний и календарного планиро­вания связаны с упорядочением во времени использования име­ющегося оборудования, ресурсов и т.д. с известными характери­стиками для обработки некоторого множества работ. При этом должна быть удовлетворена определённая система технологиче­ских условий и обеспечено достижение оптимального значения некоторого показателя качества. Технологические ограничения выделяют допустимые последовательности тех или иных опе­раций.

Второй класс задач изучается в теории массового обслужи­вания. Здесь рассматриваются статистические закономерности в массовых операциях, состоящих из большого числа однород­ных элементарных операций. В системах массового обслужива­ния заявки на элементарные операции могут приходить и об­служиваться в детерминированные или случайные моменты вре­мени. В теории массового обслуживания изучается входящий поток заявок и оценивается качество системы обслуживания (в частности их пропускная способность) при различных прави­лах формирования очередей.

Модели распределения используются для планирования мно­жества операций, требующих одних и тех же ресурсов и одного и того же оборудования. Предполагается, что каждая операция может быть выполнена многими способами, но для выполне­ния операции наиболее подходящим путем не хватает ресурсов и оборудования. Задача заключается в том, чтобы, используя ограниченные мощности и наличные материалы, выполнить все работы оптимальным образом. Можно выделить два следующих вида постановок:

•  задан объём работ, определённые ресурсы, т. е. фиксиро­ванные технологические возможности и количество мате­риалов, — необходимо найти такой вариант использования ресурсов, который обеспечит минимальные затраты на вы­полнение заданных работ;

•  заданы определённые материалы и оборудование (ресур­сы) — необходимо определить, какая работа даёт макси­мальный эффект при использовании этих ресурсов.

Теория управления запасами разрабатывает методы вычис­ления уровня предложения, обеспечивающего наиболее эконом­ным путем удовлетворение будущего, не всегда определённого, спроса. Анализ моделей управления запасами сводится к проце­дуре нахождения минимальных суммарных затрат, связанных с основными технологическими процессами и с убытками из-за неудовлетворенного спроса.

Чрезмерно большой уровень предложения связан с омертв­лением капиталов и, следовательно, с возможными вследствие этого убытками. С другой стороны, недостаточный уровень вы­зывает перебои в работе, нарушает взятые обязательства и гро­зит различными санкциями.

Предметом теории износа и замены оборудования являют­ся задачи, связанные с поддержанием работоспособности лабо­раторного и иного оборудования. К ним относятся, например, вычисление оптимального графика ремонта и замены обору­дования, оценка качества оборудования по сроку службы, по затратам на эксплуатацию, профилактику и ремонт.

Теория игр — теория моделей принятия оптимальных реше­ний в условиях конфликтных ситуаций или неопределённости. При этом конфликт не обязательно должен пониматься как антагонистический; в качестве конфликта можно рассматривать любое разногласие.


Комментарии закрыты.