http://npc-news.ru/

Теория и модели массового обслуживания

Процессы функционирования крупных лечебно-диагностиче­ских учреждений могут быть описаны моделями систем мас­сового обслуживания (СМО) — детерминированными, стоха­стическими, динамическими, дискретно-непрерывными. Исследование характеристик таких моделей может проводить­ся либо аналитическими методами, либо путем имитационного моделирования. Для построения имитационных моделей в под­держку теории СМО разработаны и успешно используются мо­дификации языка GPSS. Имитационная модель отоб­ражает стохастический процесс смены дискретных состояний СМО в непрерывном времени в форме моделирующего алгорит­ма. При его реализации на ЭВМ производится накопление ста­тистических данных по тем атрибутам модели, характеристики которых являются предметом исследований. По окончании моде­лирования накопленная статистика обрабатывается, и результа­ты получаются в виде выборочных распределений исследуемых величин или их выборочных моментов. В общем виде СМО мож­но представить как совокупность последовательно связанных между собой входящих потоков требований (заявок, работ) на обслуживание, очередей, каналов (рабочих мест, оборудования, процессоров) обслуживания и выходных потоков требований.

Системы массового обслуживания в соответствии с данной структурой могут быть классифицированы следующим обра­зом:

•  по входным потокам — детерминированные или вероят­ностные (стационарные, нестационарные), ординарные или неординарные (соответственно одна или несколько за­явок в один момент времени), зависимые или независимые потоки;

•  по построению очереди — очереди типа FIFO (First In First Out), LIFO (Last In First Out), со случайной выборкой требований, с приоритетом и без приоритета;

•  по каналам обслуживания — одноканальные, многоканаль­ные, однофазные, многофазные;

•  по выходному потоку — замкнутые (заявки после обслужи­вания вновь поставляют в систему), разомкнутые (число заявок неограниченно);

•  по характеру поведения требования в системе — с отказа­ми, с ограниченным ожиданием и с ожиданием без ограни­чений.

Типовая структура СМО

В качестве основных показателей СМО могут быть использо­ваны: вероятность простоя канала обслуживания; вероятность того, что в системе находится п требований; среднее число тре­бований, находящихся в системе и в очереди; среднее число занятых каналов.


Комментарии закрыты.