http://npc-news.ru/

Коррек­ция поведения в социальных группах

В дальнейшем акценты ИПР меняются. На первый план вы­ступает ее социальный аспект (обучение, профориентация, трудо­устройство):

психологический аспект ИПР направлен в основном на коррек­цию поведения в социальных группах и формирование социально приемлемой ее направленности;

основная цель ИПР при олигофрении — устойчивая жизнь в социуме (в семье, школе, на производстве) без конфликтов, декомпенсаций и правонарушений;

в проблеме социальной адаптации олигофренов не следует переоценивать роль общеобразовательных знаний. Для них большее значение имеет формирование устойчивых практических знаний, навыков и умений;

основная задача мер социальной защиты при олигофрении — создание условий и возможностей (в том числе и материальных) для социальной адаптации таких лиц.

Для оценки степени ограничения их жизнедеятельности в МСЭ при психических болезнях необходимо:

проанализировать практические адаптивные возможности в конкретных социально-психологических ситуациях (самообслужива­ние, обучение, трудовая деятельность и т. д.) при помощи ме­тода наблюдения, социального обследования, а при необходимо­сти обследования в стационаре;

проанализировать степень и особенности интеллектуальной недостаточности (клиническое и экспериментально-психологическое обследование);

проанализировать тип, степень выраженности и вариант оли­гофренического дефекта;

необходим также анализ возрастной динамики адаптивных возможностей таких лиц.

Известно, что до 20—25 лет их адаптивные возможности расши­ряются, а после 40—45 лет могут значительно уменьшаться.

При проведении МСЭ следует учитывать возможность присое­динения иных вредностей (ЧМТ, нейроинфекции, алкоголизм, интоксикация и т. д.), которые могут еще больше ограничивать жизнедеятельность лиц, страдающих олигофренией, что требует со­ответствующей клинико-экспертной оценки.

В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях не следует также исключать возможность повторного дифференциаль­но-диагностического анализа.

Лишь такой системный, интегративный подход к оценке жизне­деятельности лиц, страдающих олигофренией, позволяет вынести адекватное экспертное решение и сформировать ИПР.

В настоящей главе изложены основные положения социальной психиатрии при олигофрении. Особое внимание в ней уделено оценке адаптивных возможностей лиц, страдающих олигофренией, клинико-социопсихологическому аспекту их адаптации в социум, особенностям формирования ИПР и оценке степени ограничения жизнедеятельности.

Поскольку проблема достаточно актуальна не только для психи­атров, но и для психологов и педагогов, ниже приводятся оценки результатов тестирования по методике Векслера, которая общепри­нята в мировой практике: по нашему опыту (психолог В. Г. Саковская) вполне адекватна. Важной особенностью является возмож­ность оценить отдельно невербальную и вербальную составляющие интеллекта.

«Детский» Векслер (до 18 лет):

30—50 баллов — имбецильность;

50—80 баллов — дебильность;

80—90 баллов (+ 2, 3 балла) — пограничная интеллектуаль­ная недостаточность;

90—100 баллов — низкая норма;

100—110 баллов — средняя норма;

110 и выше баллов — «высокая» норма.

«Взрослый» Векслер (с 18 лет):

20—34 балла — выраженная интеллектуальная недостаточность;

35—49 баллов — умеренная интеллектуальная недостаточность;

50—70 баллов — легкая степень интеллектуальной недостаточ­ности (дебильность);

70—80 баллов — пограничная интеллектуальная недостаточ­ность;

80—90 баллов — «низкая» норма;

90—100 баллов — «средняя» норма;

100—120 баллов — «высокая» норма.

При оценке интеллектуального потенциала личности его следует интегрировать с клинико-психологическим и социальным анализом конкретных адаптивных возможностей больного в типовых социальнопсихологических ситуациях.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>