http://npc-news.ru/

Социально-психологические предпосылки

Одной из важнейших задач деятельности психолога-эксперта, в том числе в МСЭ, является проблема отграничения возможного установочного поведения свидетельствуемого от его психологичес­кого и патопсихологического уровней реагирования на болезнь или дефект.

Принципиальной социально-психологической предпосылкой для формирования особой формы поведения свидетельствуемого в ситу­ации «экспертиза» — так называемого «установочного поведения», является то, что в процессе любой врачебной экспертизы (военная, судебная, медико-социальная) решаются крайне важные для обсле­дуемого социальные аспекты дальнейшей деятельности на существен­ном отрезке жизни.

Любая врачебная экспертиза (военно-врачебная; судебно-медицинская, в том числе судебно-психиатрическая; медико-социальная) носит социально-ориентированный характер, т. е. решает различ­ные социальные проблемы индивида. При помощи комиссии ве­домство и индивидуум пытаются урегулировать возникшие между ними отношения, решить те или иные социальные проблемы и вопросы. В процессе экспертизы между свидетельствуемым и экс­пертной комиссией возникает особая социально-психологическая ситу­ация (ситуация «экспертиза»). В ситуации «экспертиза» стремления свидетельствуемого обычно четко социально ориентированы (связь инвалидности с ранением, производственной травмой, профес­сиональным заболеванием), поэтому рентное и установочное пове­дение следует рассматривать в рамках психологического уровня ре­агирования личности на ситуацию «экспертиза», «болезнь», «инва­лидность».

В МСЭ таким социально-значимым феноменом является опре­деление группы инвалидности с последующим социальным статусом «инвалид». В этой связи всякая врачебно-экспертная комиссия, в том числе и бюро МСЭ, является своеобразным «посредником» между человеком и ведомством, который призван урегулировать воз­никшую социальную проблему (годен — не годен к военной службе, вменяем — невменяем, инвалид — не инвалид).

Если деятельность врачебно-экспертной комиссии регламенти­рована соответствующими законами или подзаконными актами, инструкциями, приказами и т. п., то свидетельствуемый, прини­мая решение предъявить установочное поведение, исходит не толь­ко из создавшейся социально-психологической ситуации и особен­ностей имеющейся патологии, но и, прежде всего, из индиви­дуальных особенностей личности — мотивационной сферы, систе­мы социально-психологических отношений и интеллектуального по­тенциала. Следовательно, утверждение БМСЭ о возможном уста­новочном поведении свидетельствуемого должно базироваться на двух составляющих — особенностях заболевания (дефекта) и инди­видуально-психологических особенностях личности. Понятно, что психологический аспект проблемы есть компетенция психологаэксперта БМСЭ.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>