По-прежнему «ахиллесовой пятой» лечебных психиатрических учреждений и специализированных психоневрологических бюро (НП бюро) являются недостаточные навыки в формулировании объемного, интегративного клинико-функционального диагноза с указанием основных дезадаптирующих синдромов, их стойкости и степени выраженности, нозологической принадлежности, типа и темпа течения заболевания, а также роли и значимости осложняющего, патопластического и провоцирующего факторов. Впрочем, эта ситуация, как уже отмечалось выше, характерна для всей социальной психиатрии. К сожалению, продолжаются попытки вместо клинико-экспсртно-реабилитационного диагноза «обойтись» диагнозом по МКВ, а иногда и патологоанатомическим.
Как известно, для МСЭ характерна и эксграполяционная направленность экспертных решений, однако прогностическая экспертнореабилитационная оценка синдромов явно недостаточно разработана. Вместе с тем следует особо подчеркнем, что при обосновании экспертного решения, наряду с нозологией, крайне важно обосновать прогноз на год, исходя из особенностей синдрома(-ов), ограничивающего жизнедеятельность. Наконец, слабостью современной МСЭ при психических болезнях является отсутствие подготовленных психиатров-экспертов и научно-методической литературы по МСЭ детей и подростков с нервно-психическими нарушениями, ограничивающими их жизнедеятельность.
Поскольку любая врачебная экспертиза (военная, судебная, медико-социальная) решает конкретные, крайне социально значимые проблемы, возникающие между индивидом и ведомством: инвалид — не инвалид; вменяем — невменяем; дееспособен — недееспособен; годен к службе в армии — негоден и т. п., принципиально важно, чтобы врачебно-экспертные комиссии (ВЭК) были независимы как от свидетельствуемого, так и от ведомства. Однако в настоящее время этот принцип организационно соблюдается не полностью. Так, например, если годность к военной службе определяется экспертами Минздрава, то увольнение из армии по состоянию здоровья решается внутриведомственными комиссиями Вооруженных Сил. Точно так же, на внутриведомственном уровне, решается вопрос о невозможности отбывать дальнейшее наказание в местах лишения свободы.
Добавить комментарий