Начало изучения — XIX век (Эскироль).
Возникли понятия:
идиотия — «странность» (греч.);
имбецильный — слабоумный (лат.);
дебильность — хилый, неуклюжий (лат.).
Олигофрения изучается по трем направлениям — с медицинской, психологической и педагогической точки зрения. Отсюда порой значительная «несостыковка» представлений.
Интегративный, системный подход к реабилитации олигофренов разработан недостаточно.
Основные причины олигофрении:
хромосомные аберрации;
воздействие патогенных факторов в период внутриутробной жизни плода;
органическое поражение мозга в родовой и постнатальный период (до трех лет) — асфиксия, ЧМТ, менингиты, менингоэнцефалиты и т. п.
Патологическая анатомия:
недоразвитие лобных долей;
дисгармоничная гипертрофия мозга (за счет паренхимы и межуточной ткани);
образование кист, полостей (после некроза);
изменение мозговых оболочек (атрофия, рубцы);
отсутствие извилин — агирия;
малое количество извилин — пахигирия;
малая глубина извилин — микрогирия.
Вывод — полиэтиологичность патологии, которую объединяет общий синдром — интеллектуальная недостаточность.
/. Наследственная и генеративная патология:
а) хромосомные аберрации — болезнь Дауна, синдром Кляйнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, трисомия по «X» хромосоме;
б) нарушения обмена (белкового, углеводного) — фенилпировиноградная, фруктозурийная, галактозурийная, ксеродермическая и др.;
Эмбриои фетопатии — воздействие вредности на мать и плод в период внутриутробной жизни — резус-фактор, интоксикации, инфекции, диабет, тиреотоксикоз и другие заболевания матери.
Органическое поражение мозга плода (ребенка) в возрасте до трех лет (ЧМТ, инфекции, интоксикации и т. п.).
Анализ причины развития олигофрении представляется крайне важным в детской психиатрии, поскольку в зависимости от нее должна формироваться ИПР с акцентом либо на медико-биологическую ее составляющую, либо на психолого-педагогическую и социальную составляющие.