http://npc-news.ru/

Плюра­лизм теорий

В период кризиса, говорят методологи, наступает «плюра­лизм теорий». Даже примерно одинаковый фрагмент реально­сти описывается разными теоретическими конструкциями, кото­рые в лучшем случае не совместимы друг с другом, а в худ­шем — просто несопоставимы, «несоизмеримы». Сторонники раз­ных школ оказываются не способными ассимилировать достиже­ния оппонентов.

Возникающий в период кризиса плюрализм опирается на одно важное для дальнейшего методологическое положение. П. Фейерабенд провозглашает его как главную предпосылку научного по­знания: «Одно и то же множество данных наблюдения совмести­мо с очень разными взаимно несовместимыми теориями». Ф. Франк констатирует как факт истории науки: «Никогда не бы­вает так, чтобы существовала только одна теория, находящаяся в полном согласии со всеми наблюдаемыми фактами, наоборот, почти всегда есть несколько теорий, находящихся в частичном согласии с ними». Иначе говоря, ни одно теоретическое решение заведомо не является единственным. Более того, таких решений может быть едва ли не бесконечно много, поскольку «реальному объекту может соответствовать бесконечный класс представлений (интерпретаций) этого объекта в виде модели».

Теории могут отличаться друг от друга непосредственно не связанными с исходным набором фактов допущениями — и это различие может быть чрезвычайно принципиальным (существует, например, несколько эквивалентных по интерпретируемому фак­тическому материалу версий, конкурирующих с общей теорией относительности). Разные теории могут оценивать как достовер­ные совершенно разные факты, относящиеся к одной и той же предметной области этих теорий. Наконец, даже одинаково оце­ниваемые как достоверные факты могут интерпретироваться как существенные или, наоборот, как зависящие от случайных, не связанных с данной теорией обстоятельств. Тем самым у ученых всегда есть относительная свобода теоретизирования, позволяю­щая им следовать своим собственным склонностям, личным вку­сам, эстетическим взглядам и т. п., что и делает построение тео­рии творческим процессом.

(Переведем сказанное на язык психологии познания. Как и в предшествующем разделе будем считать, что когнитивные меха­низмы построения теории аналогичны когнитивным механизмам получения результата любого познавательного акта. Тогда полу­чим: любая информация, обрабатываемая этими когнитивными механизмами, потенциально имеет бесчисленное множество зна­чений. Одни и те же сенсорные данные, например, дают возможность построить бесконечный класс образов; одному и тому же тексту может быть приписано неограниченное количество смыс­лов; одна и та же задача может пониматься совершенно по-разному и иметь, соответственно, огромное число самых разных ре­шений. Позднее к этому мы еще вернемся).


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>