http://npc-news.ru/

Многозначность слова зна­ние

Нашу интуицию, однако, подводит многозначность слова «зна­ние». Эта многозначность блестяще продемонстрирована в соот­ветствующей статье «Философского энциклопедического слова­ря». Как и полагается, в начале статьи можно прочесть опре­деление заглавного понятия: знание — это «проверенный обще­ственно-исторической практикой и удостоверенной логикой ре­зультат процесса познания действительности, адекватное ее от­ражение в сознании человека».

Но данное определение тут же вступает в противоречие с последующим текстом. Читаем далее: «знание обладает различной степенью достоверности». Как это может быть? Ведь если знание, по определению, адекватно действитель­ности, то ни о каких степенях достоверности не может быть и речи — оно просто достоверно. Но этого еще мало, следующая фраза уже должна погрузить читателя-буквалиста прямо-таки в безысходную печаль: «элементарные знания, обусловленные био­логическими закономерностями, свойственны и животным». Ах, как остроумно сказано! Термину «знание» приписывается смысл, противоречащий всем аспектам знания, выделенным в исходном определении. Не могу не отметить невероятную для энциклопе­дического издания смелость автора словарной статьи — в каж­дом предложении без всяких пояснений он использует одно и то же слово в разных значениях.

Во-первых, знание («элементарные знания») может тракто­ваться как результат приема и переработки поступающей ин­формации организмом. Все живые существа, наделенные орга­нами чувств, в каждый момент времени получают какую-либо новую информацию и как-то перерабатывают ее. Думаю, нет ни­чего удивительного в том, что процесс получения такого знания автоматичен и вряд ли является творческим актом.

Такой про­цесс, кстати, никак не ограничивает возможности генерации идей: и человек, и машина, например, могут легко нагородить огромное их множество (например: «Александр Невский был марсианином, а Леонардо — переодетой женщиной», «человек экстравертирован или интровертирован в зависимости от четно­сти часа, в который он родился», или «я путешествую в компа­нии комет, рожденный когда-то и потерявшийся в звездной пы­ли, освещенный алмазами бесконечности».

Во-вторых, знание трактуется как результат переработки ин­формации человеком с указанием степени истинности (достовер­ности) этого результата. И, наконец, в-третьих, знание тракту­ется как окончательная истина, приобретенная человечеством в ходе своего общественно-исторического развития. Великий ученый отличается от простых смертных не тем, что он придумывает неч­то новое, а тем, что он устанавливает истину. Под «получением знания» наша интуиция понимает, как правило, именно получе­ние истинного знания, а для этого надо уметь не только пере­рабатывать информацию, но и оценивать истинность результата переработки. И, кстати, ни один школьник на уроках не оцени­вает истинность изучаемых им законов — вычислив или измерив данные, противоречащие закону, он получит двойку, а не опро­вергнет закон.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>