http://npc-news.ru/

Факт наличия созна­ния

Психология как самостоятельная наука родилась с этой аномалией и, похоже, ни на йоту не приблизилась к ее решению. Основной для психологии факт — факт наличия созна­ния — не только не имеет теоретической интерпретации, но даже не существует представления о том, с какой стороны к этому факту подступиться, где искать основания для его объяснения.

Правда, существуют еще концепции, что сознание как эмпири­ческий феномен есть общественный продукт и потому порождает­ся общественными отношениями и лингвистической коммуника­цией. По этому поводу Ф. Джонсон-Лэрд остроумно спрашивает: «если язык и общество смогли возникнуть без сознания (а толь­ко в таком случае они могут его породить — В. А.), то что их побудило и как они оказались способны разбудить спящие моз­ги беседующих во сне людей?»3 Джонсон-Лэрд, конечно, несколь­ко перебарщивает. Пожалуй, никто не интерпретировал сознание, говоря о его социальной обусловленности, как физиологический термин. Но по существу он прав. Разве можно найти доказатель­ство тому, что факт представленности субъекту картины мира, например, является общественным продуктом?

Обычно говорят, и на это любят ссылаться в философской ли­тературе, что, если ребенок жил с раннего возраста среди живот­ных, то обнаружить у него проблески сознания не удается — вот и аргумент в пользу социальной обусловленности сознания! Так, например, утверждает А. М. Коршунов4. Но как можно зарегист­рировать отсутствие сознания, понимаемого как факт представ­ленности мира? Разве из того, что воспитанный среди зверей ре­бенок не умеет говорить, с большим трудом овладевает членораздельной речью (если овладевает) — разве при всем этом (и, кстати, при всей сомнительности данных такого типа1) можно утверждать, что у ребенка нет чувства непосредственной данно­сти? Ведь тот же Коршунов признает: «Образы, формирующиеся в сознании человека, недоступны внешнему наблюдателю». Этот пример еще раз поясняет: механизм порождения эмпирического сознания, как, впрочем, и механизм работы сознания, и его функ­ции принципиально не могут быть обоснованы содержанием эм­пирического сознания.

Как же быть? Где искать логику существования сознания? Не преодолев хоть как-нибудь этой аномалии, может ли психоло­гия как наука выбраться из кризиса?


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>