http://npc-news.ru/

Экспериментальный фе­номен

Здесь описывается открытый автором экспериментальный фе­номен, не дающий даже надежды на возможность объяснения в рамках привычных психологических концепций.

1.1. Негативный выбор при решении мнемических задач В серии экспериментов показывается, что процесс забывания есть процесс принятия решения о невоспроизведении (неосозна­нии) тех или иных предъявленных для запоминания знаков. Принятие специального решения об осознании или, наобо­рот, о неосознании информации определяется соответственно как позитивный или негативный выбор. Показывается, что ряд хоро­шо известных, но традиционно трудно объяснимых в психологии памяти экспериментальных явлений (законы Эббингауза и И оста, реминисценция и т. д.) являются следствием обнаруженного фе­номена.

История науки достаточно убедительно демонстрирует, как часто на помощь исследователю приходит «его величество слу­чай». Тогда эксперимент, предназначенный для решения одних задач, совершенно неожиданно может породить другие задачи, по-новому осветить известные проблемы, дать ключ к пониманию вроде бы не связанных с данным экспериментом фактов. Такие ситуации вызывают у исследователя ощущение открытия и сти­мулируют к дальнейшему поиску. Один такой «случайный» ре­зультат, полученный автором, сыграл решающую роль в форми­ровании предлагаемой концепции.

Как-то мне пришло в голову экспериментально опровергнуть ходячее в научной литературе мнение о неизбежной сукцессивности слухового восприятия и уникальной симультанности зри­тельного. На мой взгляд, для такой попытки был вполне доста­точный аргумент — многовековое развитие полифонической Му­зыки. И самое главное, я верил в принципиальное единообразие перцептивных процессов, а значит, в независимость их суще­ственных характеристик от модальности. Однако в то время бы­ли весьма популярны моторные концепции восприятия: мол, вос­принимается только то, что отражается в моторике. Моторным органом слухового восприятия (после работ школы А. Н. Леон­тьева) считалась гортань, которая не может воспроизводить бо­лее одного звука одновременно. Из этого, а также из физиоло­гических особенностей слухового анализатора, из невозможности слежения за двумя речевыми потоками сразу и т. п., делался вы­вод, что слуховое восприятие не может быть симультанным. По­этому — казалось — экспериментальное доказательство воз­можности симультанного слухового восприятия должно иметь определенное теоретическое значение[7].

И все же для меня это была побочная задача. Центр моих интересов тогда — причины возникновения ошибок при решении простейших когнитивных задач. Поэтому для данного — перифе­рийного по замыслу — исследования я не стал готовить слож­ную аппаратуру, а ограничился, что называется, подручными средствами.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>