http://npc-news.ru/

Экспериментальные исследования

Приводятся экспериментальные данные о существовании эф­фекта неосознанного негативного выбора при решении глазомер­ных, арифметических и моторных задач. Некоторые из этих экс­периментов, по-видимому, производят шокирующее впечатление, однако они вполне вписываются в рассмотренную ранее феноме­нологию. В заключение подводятся итоги всех экспериментов дан­ной главы.

Эксперимент I. 50 испытуемых (в основном, студенты тех­нического вуза) решают серию из 18 однотипных глазомерных задач: через 7—9 точек, случайно разбросанных на листе, они проводят кратчайший маршрут передвижения, начинающийся и заканчивающийся в центре листа (задача коммивояжера). При этом первые девять задач являются оригинальным!? (далее — оригиналы), последние девять задач их точно копируют, только точки на листе в этих задачах-копиях повернуты на 180 градусов. Эксперимент разрабатывался и проводился совместно с М. В. Смирновым и В. О. Ивановым[20], но лишь автор несет от­ветственность за представленную далее обработку эксперимен­тального материала.

Регистрируемые параметры: время, качество решения и субъ­ективная уверенность-неуверенность в принятом решении. Спе­циальный опрос испытуемых показал, что наличие задач двой­ников (т. е. оригиналов и копий) никем из них не осознавался.

Следует добавить, что возможные ошибочные решения отклоня­ются от правильных на величины, намного превосходящие поро­говые оценки для глазомерных задач.

Для Целей исследования неосознаваемых процессов перера­ботки информации важно, что субъективная уверенность в пра­вильности принятого решения, как оказалось, никак не связана с объективной правильностью этого решения. Существенным яви­лось также то, что практически никто из испытуемых не достиг уровня успешности, превышающего 50% правильных ответов. Та­ким образом, полученные данные относятся к коварному для эф­фекта негативного выбора диапазону успешности, к которому впрочем, уже пора приглядеться внимательнее.

И, наконец, последнее замечание перед изложением результа­тов. Разные испытуемые тратили существенно разное время в це­лом на решение серии задач, что, кстати, практически никак не сказывалось на успешности. Для того, чтобы в последующем иметь возможность объединять времена решения разных задач разными испытуемыми и при этом не сдвигать средние величины в сторону медленно работавших испытуемых, время решения за­дач было нормализовано по каждому испытуемому: в дальней­шем будет указываться не реальное ‘время решения, а отклонение времени решения данной задачи от среднего времени решения за­дач данным испытуемым, отнесенное к этому среднему времени. Следует учесть, что испытуемые, как правило, позднее предъяв­ленные задачи решали быстрее, чем первые. Поэтому же, веро­ятно , и задачи-копии решаются быстрее задач-оригиналов. Это объясняется отчасти возникновением навыка решения подобных задач и низкой мотивацией на успех в условиях отсутствия об­ратной связи о качестве решения.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>