http://npc-news.ru/

Влияние нейтральных и пропущенных знаков

Здравый смысл обычно исходит из того, что неуслышанный человеком звук и не звучал для этого человека, что невспомненное равно непредъявленному, что пропущенный знак тождест­венен нейтральному. Но так ли это? Анализ эмпирики показы­вает: если в двух смежных пробах какой-то звук {скажем, «ре») отсутствовал и в первой пробе не назывался (т. е. был нейтраль­ным), то он ошибочно припоминался во второй пробе в каждом пятом случае; если же этот звук был предъявлен только в первой из двух смежных проб, но в этой пробе был пропущен в ответе испытуемого, то этот звук ошибочно воспроизводился во второй пробе уже в каждом третьем случае. Это значит, что влияние нейтральных и пропущенных знаков на последующий ответ испы­туемого различно (см. табл. 1.2).

Эмпирическую условную вероятность (частость) ошибочного воспроизведения в зависимости от категорий этого знака в пред­шествующей пробе будем далее обозначать как Р(0/К), где К — категория знака в предшествующей пробе.

Эмпирические значения условных вероятностей ошибочного воспроизведения знака в зависимости от категории данного знака в предшествующей пробе Р(0/П) обозначает вероятность ошибочного воспроизведения непредъявленного знака, который в предшествующей пробе был и предъявлен, и правильно воспроизведен.

Испытуемые рассматривали выполнение задания как своеоб­разную проверку своих музыкальных способностей и старались воспроизвести все шесть звуков. Однако это порождало большое число ошибок. При переходе к новой пробе испытуемые еще как бы продолжали слышать звуки, опознанные ими (правильно или ошибочно) в предшествующем испытании. Но главное для нас — при любом способе ответа вероятность ошибочного вос­произведения ранее пропущенного знака, т.е. Р(0/Пр), стати­стически достоверно (на 99% уровне при применении как пара­метрических, так и непараметрических критериев) больше, чем вероятность ошибочного воспроизведения ранее нейтрально­го знака, т.е. Р(0/Н).

Это значит, что пропущенные, не вошедшие в сознание зву­ки чаще случайного появляются в сознании в неподходящий для этого момент. Вообще говоря, этот результат не столь уж удиви­телен. Подобные эффекты при исследовании перцептивных и мнемических процессов известны, хотя они отмечались скорее на качественном, чем на количественном уровне.

Далее я рассуждал так: раз пропущенные звуки имеют тен­денцию воспроизводиться в неподходящий момент, то тем более они должны лучше воспроизводиться в подходящий момент. Ина­че говоря, следует ожидать, что вероятность правильного воспро­изведения пропущенных раннее звуков при их повторном предъ­явлении должна возрастать. И вот тут-то был получен очень странный и совершенно неожиданный для меня результат. Ока­залось, что пропущенные звуки после их повторного предъявле­ния воспроизводятся не лучше, а, наоборот, хуже (см. таб­лицу 1.3).

Таблица 1.3.

Эмпирические значения условных вероятностей правильного воспроизведения знака в зависимости от категории данного знака в предшествующей пробе

Категория знака

Способ ответа испытуемого

Н

Пр

П

О

Словесное название нот Подбор звуков на рояле

0,56 0,71

0,44 0,53

0,63 0,68

0,65 0,91

Вероятность правильного воспроизведения пропущенных в предшествующей пробе знаков — обозначим ее Р(П/Пр) — до­стоверно (на 99,9% уровне) меньше, чем вероятность пра­вильного воспроизведения ранее нейтральных — Р(П/Н) — зна­ков. Стоп! Я не поверил сам себе. Получается, что ошибки про­пуска имеют тенденцию повторяться. Но ведь для повторного невоспроизведения надо помнить, какой звук не следует воспро­изводить, опознавать этот звук при его предъявлении и только после этого не воспроизводить. Но если испытуемый опознает и помнит, то почему не воспроизводит? Каким образом предшест­вующая ошибка пропуска может явиться причиной последующе­го пропуска? Наконец, если звук, однажды не вошедший в со­знание, имеет тенденцию и далее не попадать в сознание, то как же этот пропущенный звук способен чаще случайного прони­кать в сознание (спонтанно появляться) в виде ошибки? Уж не шутка ли все это статистической обработки материала?

Испытуемых всего трое, но тенденция не воспроизводить про­пущенные ранее звуки наблюдается у всех, троих. Если прону­меровать предъявляемые звуки в зависимости от их места в ак­корде (I позиция — самый низкий звук, VI самый высокий), то ранее пропущенные звуки воспроизводятся хуже при предъ­явлении их на пяти позициях из шести, кроме наименее воспро­изводимой II позиции. Более того, если пропущенные звуки все же воспроизводятся, то они воспроизводятся по порядку значи­мо позже, чем обычно называются нейтральные звуки, стоящие на той же позиции, т.е. как бы с некоторым запаздывани­ем. Тенденция повторять ошибки пропуска обнаруживается и при последовательном (сукцессивном) предъявлении звуков (Р(П/Пр) =0,59; Р(П/Н) = 0,71; достоверность различия на 99,9% уровне). Эта тенденция даже заметнее, если предъявля­ются не шесть звуков, а пять.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>