http://npc-news.ru/

Эксперимент I

Испытуемых с высшим образованием, т. е. достаточно грамотных, чтобы знать значения используемых в экс­перименте слов, выполняли последовательно четыре задания:

«Произвольное запоминание». Испытуемые прочитывали спи­сок из десяти пятибуквенных существительных, а затем воспро­изводили те слова из списка, которые запомнили. В случайном порядке предъявлялось 8 списков слов, выравненных по частоте употребления. В четырех списках каждое слово являлось омони­мом, в других четырех — ни одно из слов не могло рассматри­ваться как омоним.

Примечание: Здесь и далее предполагается, что омонимы не просто имеют разные значения, но по сути представляют собой разные слова, впрочем, различение омонимии и полисемии — весьма трудный вопрос для современной лингвистики. И все же, хотя непосредственно доказать наличие омонимии невозможно, лингвистическая интуиция и соответствующие словари позволя­ют более-менее надежно квалифицировать некоторые слова как омонимы или неомонимы.

«Непроизвольное запоминание». После выполнения первого задания (поочередного воспроизведения всех  списков) экспери­ментатор благодарил испытуемого, а потом неожиданно просил его вспомнить запомнившиеся слова из всех списков. Термин «не­произвольное запоминание» для данного методического приема, конечно, условен. Тем не менее аналогичные приемы неоднократ­но применялись при изучении непроизвольного запоминания.

«Опознание». В списке из 160 расположенных в алфавитном порядке слов, включающем все 80 слов первого задания и 80 но­вых пятибуквенных слов (в том числе и новых слов-омонимов), испытуемый должен был опознать слова из первого задания.

«Осознание омонимии». Испытуемому снова предъявлялся список слов третьего задания, и он должен был выбрать из него те слова, которые по его мнению являются омонимами, а также указать оба (или несколько) значений слова. Считалось, что ис­пытуемый осознает слово как омоним, если он указывает прин­ципиально разные существенные значения слова. Так, испытуе­мый мог в качестве омонима отметить слово «точка», давая ему интерпретацию геометрического термина, знака препинания или обозначения конца. Однако, согласно словарю, оценивалось, что он осознает омонимию слова «точка» в том случае,

когда он был способен воспринять это слово еще и как отглагольное су­ществительное от «точить».

Слова, не являющиеся омонимами (и которые, как и ожида­лось, ни один из испытуемых не отнес к классу омонимов), бу­дем далее при описании результатов этого эксперимента назы­вать нейтральными словами. Слова-омонимы, у которых испыту­емый выделяет принципиально разные значения, будем называть осознанными омонимами. Слова-омонимы, которые испытуемый, выполняя четвертое задание, не осознает как омонимы, будем называть неосознанными омонимами и обозначать как Н-омонимы. Согласно обычным представлениям, неосознаваемые значе­ния слов в сознании не представлены, а, следовательно, нейт­ральные слова и Н-омонимы для испытуемого ничем не должны субъективно отличаться друг от друга. Поэтому, в частности, ус­пешность воспроизведения как Н-омонимов, так и нейтральных слов должна быть примерно одинаковой.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>