http://npc-news.ru/

Задача воспроизведения чисел

Что ж, рассмотрим для примера результаты еще одного экс­перимента. 40 испытуемым предъявлялось 15 рядов по 5—7 дву­значных чисел с задачей воспроизведения чисел каждого ряда в свободном порядке. Размер ряда подбирался для каждого испы­туемого так, чтобы он мог правильно воспроизвести примерно половину или чуть меньше элементов предъявленного ряда.

Три ряда (первый, восьмой и тринадцатый) не содержали чисел, встречающихся в предъявленных до них рядах. Остальные ряды были построены таким образом, чтобы 2—3 числа в них повто­ряли числа предшествующего ряда. В среднем такие повторяю­щиеся числа с равной частотой встречались на каждой позиции. Любое число могло повторяться только один раз.

Для упрощения описания полученных данных полезно ввести еще несколько обозначений. Для каждого испытуемого вероят­ность правильного воспроизведения до этого не предъявленных и не воспроизведенных знаков, т.е. Р(П/Н). будем называть просто успешностью воспроизведения. Разность эмпирических условных вероятностей Р(П/П) и Р(П/Н) позволяет измерить влияние, которое оказывает правильное воспроизведение знака
в первой из двух смежных проб на правильность воспроизведе­ния этого же знака во второй пробе. Будем называть эту раз­ность эффектом позитивного выбора. Соответственно разностью Р(П/Пр) и Р(П/Н) будем измерять эффект негативного выбора. По аналогии разность (Р(П/0) и Р(П/Н) даст нам величину и знак эффекта ошибочного позитивного выбора. С учетом сде­ланных обозначений приведем в табл. 1.4 полученные результаты эксперимента.

Таблица 1.4.

Среднее значение величин различных эффектов выбора при запоминании двузначных чисел в зависимости от успешности воспроизведения

Градации успешности

менее 0,4

от 0,4 до 0,5

более 0,5

Эффект позитивного выбора

+0,22

+0,16

+0,16

Эффект негативного выбора

+ 0,06

-0,02

-0,12

Эффект ошибочного позитив­

+0,07

+0,18

+ 0,34

ного выбора

Знак величины эффекта позитивного выбора положителен во всех экспериментах практически у всех испытуемых (в дан­ном случае у 36 испытуемых из 40). При этом величина эф­фекта позитивного выбора, по-видимому, не зависит от успеш­ности воспроизведения. Величина эффекта ошибочного пози­тивного выбора, как правило, возрастает по мере увеличе­ния общей успешности, но тоже всегда положительна. (Правда, в данном случае, статистически достоверные утверждения об эф­фекте ошибочного выбора затруднительны, так-как объем ал­фавита двузначных чисел достаточно велик, а потому мало оши­бок, как бы предугадывающих предъявление чисел в следующем ряду. Тем не менее положительный эффект ошибочного выбора наблюдался у 8 испытуемых из 9 — для которых можно было вычислить этот эффект — с успешностью более 0,4 и только у 6 испытуемых из 13 с успешностью менее 0,4 — /2 = 4,09; р <0,05).

Наиболее важен для нас результат, связанный с эффектом не­гативного выбора. Положительное значение этого эффекта в диа­пазоне успешности до 0,4 оказалось значимым (по критерию Уилкоксона Т = 34 п = 16; р <0,05). При успешности свыше 0,5 достоверно проявляется, наоборот, отрицательная величина эффекта негативного выбора (Т = 9, п = 13; р < 0,01). В диа­пазоне успешности от 0,4 до 0,5 надежно определить знак вели­чины эффекта не удается.

Как можно видеть, величина эффекта позитивного выбора больше, чем абсолютная величина эффекта негативного выбора. Однако совместное действие обоих эффектов отнюдь не повы­шает общую успешность воспроизведения. Так, в описываемом эксперименте значимо лучше, чем остальные ряды, воспроизво­дятся первый ряд (р<0,01 по критерию знаков) и два других ряда (р < 0.05), не содержащих ранее предъявленных чисел. Стоит отметить, что сходные явления в психологии памяти из­вестны и обычно объясняются наличием проактивной интерфе­ренции.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>