http://npc-news.ru/

Характеристики кризиса психологии

И все же самой главной характеристикой кризиса, по мне­нию методологов, является существование таких противоречий между теоретическими конструкциями и эмпирическими данными («аномалии»), которые значимым кругом компетентных ученых (научным сообществом) осознаются как принципиальные, требу­ющие разработки новых теоретических представлений.

Обычные примеры из истории классических естественных наук подчеркивают: дело не в важности противоречия, а в его принци­пиальной необъяснимости. Так, для физиков конца XIX в. опыт Майкольсона-Морли был легким облачком на небосводе почти безупречной теории. Но каким бы ни было это легкое облачко, оно все-таки воспринималось как облачко. И пусть ни Майкельсон, проводивший этот опыт, ни Эйнштейн, его объяснивший, не придавали этому эксперименту особого значения, в сознании фи­зиков существовало ощущение не объяснимого обычными сред­ствами противоречия. Потому, в частности, теория относительно­сти, развеявшая эту неясность, была сравнительно быстро при­нята научным сообществом.

Примеры подобных противоречий в психологии привести не сложно, поскольку ни один эмпирический феномен толком никог­да не был убедительно объяснен. Этого уже было бы достаточ­но, чтобы считать подтвержденной выдвинутую гипотезу о кри­зисе в психологии как устойчивом ее состоянии с момента за­рождения. Однако, на мой взгляд, в психологии сложилась бо­лее трудная и удивительная ситуация. Противоречие между тео­рией и эмпирикой, которое выступило как принципиальная ано­малия, на самом деле понималось еще до возникновения психо­логии как самостоятельной науки и затрагивало самый важный для нее вопрос — вопрос, без ответа на который психология как наука, казалось бы, вообще не могла существовать.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>