http://npc-news.ru/

Контрастивные предложения

Аксиома 3. 2. У каждого значения, которым оперирует психи­ка, есть часть, которой психика не оперирует, но которая содер­жится в психике.

Пояснение: Эта аксиома позволяет трактовать смысл как свя­занный с актуальным значением, которое хоть и представлено в психике, но над ним, однако, не совершается психических опера­ций. При всех последующих операциях эта часть остается неиз­меняемой, хотя к ней по ходу операций от каждого нового пре­образования значений могут добавляться новые неизменные части.

Попробуем найти содержательный эквивалент обсуждаемой аксиомы. В лингвистике уже давно обращается внимание, что смысл текста определяется не только тем значением, которое приписал этому тексту субъект, но и теми вариантами значений, которые при этом были им отвергнуты. Смысл любого слова, лю­бого высказывания понимается только в противопоставлении (на контрасте) к каким-либо другим значениям, другим смыслам.

Рассмотрим общепринятое значение какого-либо слова, ска­жем, слова «вегетарианец». Конечно же, существуют контексты, в которых данное слово может обозначать все что угодно (напри­мер, главаря банды, прическу или стиль плавания), но обычно предполагается, что это слово имеет вполне определенный смысл: оно обозначает человека, который ест только растительную пишу однако такое определение недостаточно. Понимание этого слова опирается на еще по крайней мере одно подразумеваемое утверж­дение: не все люди — вегетарианцы. Иначе, как замечает Ч. Филл­мор, не было бы потребности в таком понятии и данное слово просто бы не возникло.

Наличие подразумеваемых противопостав­лений можно продемонстрировать в эксперименте. А. А. Брудный просил своих испытуемых интерпретировать фразу: «по пути на работу я встречаю много зрячих прохожих в штатском». Как и следовало ожидать, сам факт употребления слов «зрячий» и «в штатском» продуцировал у испытуемых представление о слепых и о военной форме.

У. Чейф подробно анализирует контрастивные предложения. Так, по его мнению, предложение «сэндвичи были приготовлены Рональдом» передает «имеющуюся у говорящего информацию о том, что именно Ренальд, а не кто-то другой из возможных канди­датов, которых слушающий, быть может, имел в виду, выполнил соответствующее действие». Существенным признаком контрастивности, по Чейфу, является то, что в сознании слушающего за­ранее имеется ограниченный набор кандидатов, «причем неважно, может ли на самом деле слушающий всех их перечислить».


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>