http://npc-news.ru/

Число актуальных значений конечно

По ходу рассуждений мы пришли к выводу, который может показаться парадоксальным и, конгришуитивным. Получается, что актуальное значение, как только оно выделяется психикой, т. е. как только на него, как принято говорить, «обра­щается внимание», в тот же самый момент теряет свое представи­тельство в психике.

Однако, думается, ничего особо удивитель­ного в том, что любая попытка «понять» значение, трансформи­рует это значение в какие-то другие значения, понимаемые нами до тех пор, пока мы не зададимся вопросом, что они собственно значат. Все толковые словари так и построены: определяя значе­ние слова, они не содержат самого этого слова в определении. Значение оказывается неуловимым, потому что любая попытка его «поймать» тотчас приводит к его исчезновению. Неуловимость значения, кстати, вполне соответствует интроспекции. Не случайно М. Стаменов даже предлагает включить эту неуловимость в определение значения. В общем случае сказанное является ти­пичным примером того, что М. А. Розов считает неизбежным в рефлексивных системах и называет парадоксом Мидаса: резуль­тат анализа становится необходимым условием существования анализируемого объекта.

Аксиома 2.3. Число актуальных значений конечно.

Пояснение: Согласно теории множеств, принципиальная непе­речислимость элементов какого-либо множества означает, что само это множество не только бесконечно, но и несчетно (конти­нуально). Не случайно о непрерывности, континуальности поля значений говорит, например, В. В. Налимов. Однако столь фор­мальный подход к множеству актуальных значений отнюдь не обязателен. Хотя конкретное число актуальных значений эмпири­чески не установимо, из этого прямо не следует, что оно беско­нечно. Пока психика не пересчитывает значения, они вполне мо­гут быть точны и определенны, а поэтому пересчитываемы. Как, например, точен и определенен двигательный автоматизм до тех пор, пока психика не начинает его контролировать. Поэтому, ис­ходя из общего принципа: «не следует вводить сущностей пре­выше необходимого» (так называемая бритва Оккама), можно принять, что число одновременно данных психике значений ко­нечно. Введение такого допущения упрощает теоретическую мо­дель и не накладывает при этом на нее существенных ограниче­ний.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>