http://npc-news.ru/

Служба вприсядку

Два матроса срочной службы рассказали о том, как им служится на БПК «Вице-адмирал Кулаков». Имен своих не назвали. Это зацепка для командования — вовсе проигнорировать информацию или провести по графе «очернительство». Тем более что пока и СМИ не заметили в Сети нитевидный SOS.Два матроса срочной службы рассказали о том, как им служится на БПК «Вице-адмирал Кулаков». Имен своих не назвали. Это зацепка для командования — вовсе проигнорировать информацию или провести по графе «очернительство». Тем более что пока и СМИ не заметили в Сети нитевидный SOS.

Что там, собственно, произошло? Пришли два матроса на корабль. В ту же ночь им устроили «прокачивание» — заставляли приседать. При этом били по почкам и голове. Потом наступили будни – и молодых матросов продолжали бить уже без особого повода. Теперь, как сообщается на сайте flot.com, не прослужив и месяца на корабле, «оба матроса опасаются за свои жизни», им уже «неоднократно угрожали в части на всех уровнях». Они «помышляют о самоубийстве».

Обыкновенная армейская (флотская) история. Журналисту в таких случаях рекомендуется обратиться в Главную военную прокуратуру с просьбой считать данный материал заявлением и принять по нему меры реагирования. Что я, безусловно, и делаю. Адрес предполагаемого преступления прописан достаточно четко: БПК «Вице-адмирал Кулаков», воинская часть 95041.

Но на военной службе почти всякое преступление против личности есть результат системной ошибки. Так и здесь. Начнем с того, что действующие лица здесь – военнослужащие срочной службы. Между тем, как клятвенно заверяло нас флотское командование и бывший министр обороны, а ныне вице-премьер Сергей Иванов, с 2009 года в плавсоставе ВМФ будут служить только контрактники. Не получилось. Программа перевода на контракт трещит по швам. А дедовщина контрактников по жестокости и тотальности превосходит даже старые добрые неуставные отношения. Образовавшиеся кадровые провалы в авральном порядке забиваются срочниками.

Эти двое мальчишек (и тысячи других того же осеннего призыва) не просто угодили в кубрики с заматерелыми защитниками отечества — они влипли в систему, устроенную государством. Непродуманная, популистская, проваленная гражданскими и военными чиновниками всех уровней программа перехода на контрактную службу лупит сегодня по почкам и головам матросов с БПК «Кулаков».

А есть и еще один «просчет» власти, тесно связанный с первым. Службу сократили до 12 месяцев (что неплохо), но не оговорили в законе, где такая служба противопоказана. Что в результате? Наши матросы пришли на «Кулаков» в конце января после учебного отряда. Призванные минувшей осенью, они, стало быть, осваивали специальность не больше месяца-двух. Но для нормальной подготовки корабельного специалиста нужно как минимум полгода. Такие неумехи поневоле, как наши герои, для любой команды обуза, предмет раздражения и понуканий. Их шпыняют и офицеры, и матросы-контрактники.

Да, молодым на боевом корабле доставалось и прежде. Но тогда был свет в конце туннеля – сдашь зачеты, освоишься и непременно выкарабкаешься наверх. У нынешних нет никаких шансов. Их будут бить и унижать все 12 месяцев, они будут оставаться «уродами» до последнего схода по трапу. У них просто нет времени, чтобы переменить свою участь.

Но нашей паре повезло особенно. Они попали на корабль, находящийся в ремонте. Помню, еще в начале 80-х на Северном флоте было негласное распоряжение — молодое пополнение на корабли ремонта не направлять. Такой корабль — идеальное место для морального разложения экипажа. Необязательность строевого режима, наличие спирта и вольных рабочих, всегда готовых порадовать бутылкой из магазина, офицеры на «домашнем режиме», личный состав предоставлен себе все 24 часа… И многое другое, из чего складывается настоящий ад для низов в иерархии корабельной службы. А низы известно кто – новобранцы.

В 80-х на Северном флоте о молодых догадались позаботиться. Сегодня – некому. Да и невыгодно. А выгодно гнать и гнать грубую рабсилу туда, где свободный человек и дня не проживет. Это год одуряющего труда «прислуги за все», ничего общего с подготовкой мобилизационного резерва не имеющего. Для этого превращения недавнего школьника или выпускника вуза в тягловую силу и тратят столько сил и средств милиция и военкоматы в пору призыва.

А «Кулаков» находится на ремонтных стапелях уже десять лет. Это по сути бессрочное пребывание в разобранном состоянии. В том же состоянии находятся и люди. Небольшие деньги, оторванность от семьи, полная неясность с карьерой, грязь, депрессия, заглушаемая спиртом, – весь этот идиотизм долгостроя «сносит крышу» даже у самых закаленных.

Последнее ЧП на «Кулакове» произошло в начале декабря минувшего года. При пожаре, случившемся по причине общего пофигизма, погиб матрос Артур Каюмов. Тут же были уволены старпом, помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части, командир группы. Текучка кадров, подстегиваемая разного рода ЧП, характерна для кораблей ремонта. И каждый офицер, оказывающийся на месте ушедшего, сразу начинает мечтать о том, как отсюда сбежать. А матросу, приписанному к аду на целый год, бежать некуда.

Вот так сливаются тупое, равнодушное к своим гражданам государство и две мальчишеские судьбы. Конец «крутого маршрута» этих двух граждан России, может быть, благодаря сигналу бедствия, пробившемуся в Интернет, будет не столь фатальным, как во многих подобных случаях. Но ведь таких тысячи и тысячи по всем гарнизонам, по всем кораблям. Они немы. За них громко говорят военачальники – все в порядке, дедовщина как явление побеждена, процент преступлений на этой почве снижается год от года. Общество, уставшее от негативных новостей, если и не верит им, то и не требует правды. За исключением родных и близких тех, кто пострадал или погиб.

Ничего, даже то, что не требует особых финансовых затрат, каких-то умственных или физических усилий от чиновников, для исправления ситуации не делается. Хотя уже сегодня можно директивой министра обороны запретить использование военнослужащих срочной службы на работах, не связанных с освоением военной учетной специальности, прекратить их отправку в плавсостав и — в первую очередь — на корабли ремонта.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>