http://npc-news.ru/

О бедном учителе замолвите слово…

Печальная гримаса старушки-истории: и в эпоху батюшки царя у нас в Приморье учителям и врачам, находившимся на казенном содержании, не выплачивали вовремя жалованье, а их заработок был несравненно меньше, чем у чиновников.Печальная гримаса старушки-истории: и в эпоху батюшки царя у нас в Приморье учителям и врачам, находившимся на казенном содержании, не выплачивали вовремя жалованье, а их заработок был несравненно меньше, чем у чиновников.

У чиновника всегда бюджетник виноват…

Оказывается, учителя и врачи, когда дело доходило до выплаты им заслуженного жалованья, оказывались крайними и 100 лет назад. Вообще-то эти две категории российской интеллигенции были тогда в почете и уважении у людей в государстве Российском. Но только не в Приморье. Мы исстари пытались хоть по-дурному, но выделиться на общероссийском фоне. Вот и нынче при просмотре архивных подшивок старых газет конца ХIХ в. от некоторых публикаций повеяло до слез знакомой постыдной ситуацией: «…сметная сумма в 5 тыс. руб., ассигнованных земством на содержание школ Приморской области, так и не была им отпущена. Учителя остались без жалованья — вещь непонятная даже в неземских губерниях европейской России»…

Причина невыплаты зарплаты приморским учителям на исходе ХIХ в., как оказалось, заключалась в том, что «на получение этой суммы заявило ходатайство духовное ведомство, и администрация края находится в колебании, какому типу школ — общим или церковно-приходским — отдать преимущество». Пока руководство края продолжало пребывать в раздумьях, прошел месяц, второй, третий — год… Учителя, пороптав, стали разбегаться, искать другую работу, и «начальнику Южно-Уссурийского округа остался один исход — закрыть все школы в своем районе, — грустно констатировала газета. Очевидно, до «светлого будущего». Пытаясь вразумить власти, местная пресса возмущенно писала: «Опыта по разрешению возникшей проблемы имеется в других регионах уже столько, что и в Приморье разрешить ее не представляет никакой трудности. Да, было время, когда все элементарные школы находились в руках духовенства, но только потому, что оно было единственным в то время классом, обладавшим знаниями, да и само образование народное ограничивалось тогда одним чтением, письмом да кое-какими сведениями духовного содержания. Но это время уже ушло безвозвратно, и к учителям, и к учащимся ныне предъявляются совершенно другие требования, которые духовенство, как класс, подготовленный к совершенно специальной деятельности, удовлетворить не может (…) Но скажут: для насаждения широкой образованности 5 тыс. руб. — ничтожная сумма для целой области. Да, без сомнения, ничтожная, и мы обязаны увеличить эту цифру хотя бы в 10 раз. Этим мы окажем нашему государству величайшую услугу. Ибо если Россия принесла и приносит колоссальные жертвы для этого края, то единственным средством сделать эти жертвы производительными — это насаждать в этом крае культуру и просвещение. А для этого нужны школы и школы, настоящие, образцовые, всесторонние».

Однако все эти призывы и стенания передовой общественности края власти продолжали игнорировать, и положение народного образования в Приморской области по-прежнему оставалось бедственным. Ведь кроме невыплаты жалованья учителям и повсеместной удручающей бедности школ, в которых «на стенках нечего искать ни географической карты, ни картин, ни какого-либо другого учебного пособия», были и другие серьезные проблемы.

Кабакам — зеленый свет, а на школу денег нет

Дело в том, что сельские школы, представляющие собой, как правило, двухкомнатные избы, были предметом постоянной борьбы между духовным ведомством и земством за право быть их полными хозяевами и зачастую переходили из рук в руки, чем вносилась дезорганизация в учебный процесс. К тому же нередко местные власти селили в них «нужных» людей, а учитель, которому полагалась одна из комнат, оказывался без своего законного угла.

Регулярно во владивостокские газеты то из одного района сельской глубинки края, то из другого поступали сообщения о фактах плачевного положения приморских школ. Одно из них, пришедшее из Владимировки, было даже снабжено эпиграфом: «Школа земская трещала да упала! А кабак себе стоял да процветал!» Безвестный ныне автор писал: «Вечно юные и вечно живые куплеты какого-то остроумного юмориста, сумевшего подметить слабую сторону современного общества и очертить его этими стихами так удачно, что они обратились прямо-таки в поговорку. Этот куплетик буквально применим к нашему Сучану (ныне Партизанск. — Прим. авт.). «Кабак стоял да процветал», да не один, а целых четыре. В будущем году предполагается открыть еще два новых. Целых 6 кабаков на 400 дворов! На Сучане все эти 6 пауков питаются исключительно за счет только местных жителей, край здесь глухой, захолустный, не проезжий, прохожие здесь очень редки (…). Да, невесело! Теперь посмотрим на школу. На те же 400 дворов она одна. Была она и земская, существовала так 3 года, учащихся насчитывалось 60-80 человек. Но в нынешнем году еще с весны школу занял некто Н. Прожил он лето тихо, смирно. Приехал от земства учитель и попросил квартиранта очистить школу для занятий. Вдруг теперь только оказалось, что школа эта якобы церковно-приходская, а если и содержало земство ее 3 года, то, мол, оно делало это по ошибке. Теперь вот назначают учителем псаломщика, маляра по специальности…»

В стольном граде Владивостоке тоже далеко не все было благополучно с народным образованием. К примеру, у детей власть имущие запросто могли отобрать учебные помещения или прекратить финансирование элементарных школ и городского училища, хотя они должны были содержаться за счет местной казны. По поводу всего этого пресса тогда возмущенно писала: «Все эти явления так необычны, так резко выходят из ряда даже условного приличия и так грубы, если не сказать резче, по отношению к долгу и совести, что заставляют нас звонить в набат. Доколе будет продолжаться такой порядок? Доколе будут городские заправилы игнорировать интересы населения и выбрасывать наших детей из школ и закрывать перед ними двери?»

Так что, по большому счету, выживать образованию и учителям приходилось в основном лишь за счет благотворительности, находясь в постоянном ожидании: кто подаст Христа ради…

Бедная медицина

В незавидном положении оказались 100 лет назад на далекой окраине Российской империи и представители медицины. Лишь четыре земских врача на весь Южно-Уссурийский край получали приличное жалованье. Им чертовски повезло: пристроились при властях (были что-то вроде нынешних начальников краевого и городского департаментов здравоохранения и т.п.). Частные лекари тоже не бедствовали, правда, их услуги, как и нынче, были далеко не всем по карману. Остальные же были озабочены проблемой, как свести концы с концами.

А на севере Приморской области они вообще буквально нищенствовали. К примеру, фельдшер (а врачей там отродясь не бывало) получал 16 руб. в месяц. Как на эти гроши можно было прожить, содержать семью, когда, допустим, на севере фунт (440 гр.) чая стоил 2-3 руб., фунт сахара — около 1 руб., фунт муки-крупчатки — 7-8 руб. Для сравнения: сторож или рассыльный, не имеющие никакого образования, в любом казенном учреждении получали при готовых квартире, отоплении и освещении 30-40 руб. в месяц.

Не правда ли, все это весьма напоминает печальные реалии дня сегодняшнего? «Даже ветеринарные фельдшеры оказываются несравненно счастливее своих товарищей — медицинских фельдшеров, ибо о них уже возбуждено ходатайство о повышении жалованья до 75 руб., тогда как последние существуют на ничтожное содержание и никто никогда и не вспомнил об их обездоленном положении», — с горечью писала газета, взывая к социальной справедливости.

С тех пор минуло больше 100 лет. Сменились не единожды цари и вожди, политические режимы. Наступил ХХI век. А учителя и врачи, теперь уже во всероссийском масштабе, продолжают бедствовать и ждать очередной милости-подачки от власть имущих, при этом нередко не получая зарплату месяцами даже за уже выполненную работу. Вот только почему деньгами учителей и врачей продолжают затыкать все прорехи в бюджетном финансировании — остается неясным. Ведь зарплаты расплодившегося, как тараканы, чиновничества и «слуг народа», к примеру, несравнимо выше, да и проку от них простому люду ничтожно мало…


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>